"Тренировочные тесты" (9 класс). Сочинения ОГЭ по текстам пособия И. Цыбулько (2015) Почему демосфен обрело нарицательное значение

  • Дата: 28.01.2024

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л.Львову) 140 слов

ВАРИАНТ 14ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Проверка заданий 2 – 14

Сочинения к варианту 14

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: "Местоименные слова - слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без которых существование местоимений "обесценено"" . Аргументируйте свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Размышляя над темой сочинения, вспомним еще одно высказывание А.А. Реформатского о местоимениях. (Оно включено в Открытый банк заданий). "Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как "запасные игроки",...выходят в поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова".

В исходном высказывании выделим ключевые слова и поясним их: местоимения , слова вторичные, заместители, знаменательные слова (без них существование местоимений "обесценено").

Почему местоимения названы заместителями ? Потому что они заменяют в речи существительные, прилагательные и числительные. Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а лишь указывают на них. Когда необходимо избежать повтора одних и тех же слов, на их место, как "запасные игроки", выходят местоимения. А.А. Реформатский называет их вторичными , потому что без слов, вместо которых они употребляются, без контекста, их значение не может быть понято, без знаменательных слов это значение обесценено.

Пишем сочинение вместе!

Известный лингвист А.А. Реформатский писал: "Местоименные слова - слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без которых существование местоимений "обесценено"". Местоимения не называют предметы,... и..., а лишь... на них, замещая знаменательные части речи - имена. Местоименные слова вторичны, потому что... (Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова, еще раз прочитав внимательно то, что написано выше ). Думаю, именно так следует понимать высказывание лингвиста.

(Теперь нужно написать предложение, которое станет мостиком от вступления к основной части )

Особенности местоимений можно проиллюстрировать примерами из предложенного текста. (Хороший получился мостик, надежный, для любого сочинения пригодится. Лучше, конечно, писать "из текста такого-то автора", но здесь авторов много, поэтому мы написали "из предложенного текста" ).

Так, в предложении "Он родился в 384 г. до нашей эры" (какое? определите разряд ) местоимение "он" замещает имя собственное (назовите его ) , которое употреблено в предыдущем предложении. Хоть это слово и вторично, но оно выполняет важную роль: помогает избежать (чего? ) и связывает (что? ) друг с другом.

(Теперь нужно привести 2-й пример. Это должно быть местоимение в какой-то другой роли. Повторяться нельзя!)

В тексте встречаются и притяжательные местоимения, заменяющие прилагательные и указывающие на принадлежность кому-нибудь. Например, "его друг", то есть друг Демосфена (предложение 14), или (сами найдите пример притяжательного местоимения в указанном предложении )... (предложение 23)

Итак, приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что местоимения действительно (Сделайте вывод самостоятельно. Употребите выразительное сравнение Реформатского "как запасные игроки")

Обратите внимание на слова, выделенные зеленым цветом . Они помогают органично ввести примеры в ваше рассуждение.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему "имя "Демосфен" обрело нарицательное значение" . Приведите 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Прежде чем приступить к сочинению, несколько важных пояснений.

Переход имен собственных в нарицательные - довольно распространенное явление в языке. Устойчивость ассоциаций, связанных с каким-нибудь реальным лицом или литературным героем позволяет использовать его имя для обозначения людей, обладающих сходными чертами, которые стали восприниматься как типические.

Имена собственные, становясь нарицательными, могут с необыкновенной точностью раскрывать характер человека. Например, глуповатого юношу- недоучку мы называем митрофанушкой (по имени персонажа комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), угодливого, лицемерного человека, боящегося выразить своё мнение, беспринципного карьериста - молчалиным (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лгуна и хвастуна - мюнхгаузеном (Р. Э. Распе «Рассказы барона Мюнхгаузена…»). О выдающихся людях можно сказать:

Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать… (Сайт Светозар)

Имя Демосфен тоже в основном вызывает положительные ассоциации. В словаре Н.С. Ашукина, М.Г. Ашукиной "Крылатые слова" написано: " Так по имени знаменитого греческого оратора (384 - 322 гг. до н. э.). борца за афинскую демократию, называют красноречивых ораторов..."

Пишем сочинение вместе!

Много замечательных ораторов было в Древней Греции, но только имя "Демосфен" обрело нарицательное значение. Я думаю, это произошло потому, что этот человек... (продолжите, используя предложение 28).

Загоревшись идеей стать оратором, он... (продолжайте, см. предложение 10 ).

Неудачи не сломили юношу... (продолжайте, см. предложения 21, 22,... 25; не перестарайтесь с цитатами! )

Именем Демосфена неслучайно называют сегодня красноречивых ораторов во всем мире. Этот человек заслужил славу в веках... (чем? или почему? Завершите предложение - вывод, не повторяя то, что сказали в 1 предложении )

Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуж дение на тему: «Что такое самовоспитание» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумент а, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. , смотрите на сайте "По уши в ОГЭ".

Объясните, почему «имя «Демосфен» обрело нарицательное значение»

В тексте по книге М.Н. Ботвинника речь идет о Демосфене, который известен нам как великий оратор, живший в Древней Греции. Но вот для того, чтобы добиться всемирной славы и успеха, Демосфену пришлось много и упорно трудиться. С этим и связано то, что имя Демосфен обрело нарицательное значение. Если человека сравнивают с Демосфеном, это значит, что характеризовать его можно как упорного, трудолюбивого и выносливого человека, который умеет добиваться поставленных целей, несмотря на различные препятствия. Демосфен изначально обладал слабым голосом, говорил невнятно и даже немного заикался и картавил (12). К тому же Демосфен совсем не умел выступать публично, он чувствовал себя неуверенно перед толпой народа. Этим и объясняются его первые неудачные выступления. Но все-таки Демосфен решает стать великим оратором, ведь эта мечта выступать перед публикой зародилась в нем ещё в детстве (7). Демосфен рано лишился отца и столкнулся с обманом опекунов, которые завладели его наследством. Демосфен хотел выиграть суд и вернуть себе отцовское наследство, а для этого ему необходимо было хорошо знать законы и убедительно и красиво выражать свои мысли (6). Демосфен в течение четырех лет упорно трудится над тем, чтобы обучиться ораторскому искусству и в итоге он смог достичь того, чтобы стать судебным оратором и даже добился приговора суда в свою пользу (26). Поэтому всех упорных людей, добивающихся своего, несмотря ни на что, можно сравнить с Демосфеном, по этой причине это имя и получило нарицательное значение.


Смысл фразы выделенного фрагмента текста заключается в том, что, благодаря своему упорству и стремлению к саморазвитию, Демосфен смог добиться всеобщего признания. Попробую доказать справедливость своего суждения.

Во-первых, Демосфен не имел качеств необходимых оратору. Но, несмотря на это, он был одарен от природы настойчивостью и целеустремленностью, что помогло молодому человеку не опустить руки после первых неудач. Это подтверждают предложения 10, 12.

Во-вторых, пообщавшись со знакомым актером, который указал юноше на его недочеты и недоработки, Демосфен осознал к чему необходимо стремиться.

Он начал усердно заниматься, преодолевая различные трудности, и со временем он сумел осуществить свою мечту. Это подтверждают предложения 20, 22, 26.

Таким образом, человек, наделенный силой воли и настойчивостью, способен преодолеть все трудности на пути собственного совершенствования и достижения поставленных целей и мечт.

Количество слов: 122.

Обновлено: 2017-04-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Вариант 14

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1) В Древней Греции было немало замечательных ораторов, но больше всех за­

помнили Демосфена.

(2) Он родился в 384 г. до н. э. (З)Его отец имел оружейную мастерскую и был

богатым человеком. (4)Демосфён рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули

его, присвоив отцовское наследство. (5)Юноша решил добиться справедливости

и возвратить похищенные деньги через суд.

(6) Чтобы добиться успеха в суде, необходимо было основательное знание афин­ ских законов, а главное - умение хорошо и убедительно говорить.

(7) Выступать перед народом Демосфен мечтал ещё мальчиком. (8)Как-то в ран­ ней юности он упросил своего воспитателя взять его на заседание суда. (9)Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красно­ речия, которое покорило всех. (10)С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.

(П)Первое выступление молодого оратора перед народом провалилось: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речь. (12)Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.

(13)Вторая его попытка выступить с речью тоже оказалась неудачной. (14)Упав духом, прикрыв от стыда лицо плащом, спешил он домой и сначала даже не за­ метил, что следом за ним пошёл его друг, известный афинский актёр. (15)Они пошли вместе. (16)Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и го­ ворил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. (17)«Всё это так, - отвечал актёр, - но я попробую помочь твоему горю.



(18)Прочти мне какие-нибудь с т и х и ». (19)Демосфён прочёл. (20)Когда он окончил, актёр повторил то же самое, но настолько выразительно, что Демосфену показа­ лось, будто он слышит совсем другие стихи, и он понял, как много красоты при­ даёт речи выразительность, которой ему так не хватало.

(21)Демосфён решил во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи и с удвоенным усердием принялся за работу. (22)По нескольку часов в день он за­ нимался упражнениями, исправляя неясность своего произношения. (23)Он наби­ рал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произ­ носить звук « р », он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки.

(24)Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался в гору или гу­ лял по берегу моря, стараясь заглушить своим голосом шум ветра и волн.

(25)Четыре года молодой человек прилежно учился. (26)Он стал судебным орато­ ром и добился приговора суда в свою пользу.

(27)Само имя «Демосфен» обрело нарицательное значение. (28)История жизни Демосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел, казалось бы, неодолимые препятствия и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени.

(По книге М.Н. Ботвинника, М.Б. Рабиновича, Г.А. Стратановского «Жизнеописания знаменитых греков и римлян») Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что мешало Демосфену стать хорошим оратором?»

1) Демосфен рано потерял отца, а опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство.

2) Демосфен не знал афинских законов.

3) Народ не понимал глубокого содержания его речей.

4) Демосфен не владел красноречием, техникой речи и не умел держаться перед публикой.

Ответ:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд.

2) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии.

3) Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей.

4) Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу.

Ответ:

Из предложений 1 3 - 2 4 выпишите слово, в котором правописание приставки опре­ деляется её значением - «неполнота действия».

Ответ:

Из предложений 5 - 1 2 выпишите слово, в котором правописание суффикса опреде­ ляется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько и в пол­ ной форме этого прилагательного».

–  –  –

Замените книжное слово «рукоплескать» в предложении 9 стилистически ней­ тральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «отцовское наследство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получивше­ еся словосочетание.

–  –  –

Среди предложений 1 3 - 1 5 найдите предложение с обособленным приложением.

Напишите номер этого предложения.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все за­ пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

История жизни Демосфена/ * упорство/ * с которым он победил обстоя­ тельства/ * преодолел/ * казалось бы/ * неодолимые препятствия и сумел стать тем/ * кем стремился/ * поучительна и для нашего времени.

–  –  –

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все за­ пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного пред­ ложения, связанными сочинительной связью.

Эта неудача была совершенно естественна/ * так как Демосфен имел очень слабый голос/ * говорил невнятно/ * слегка заикался/ * картавил/ *

–  –  –

Среди предложений 6 - 1 2 найдите сложноподчинённое предложение с неоднород­ ным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предло­ жения.

Среди предложений 1 6 - 2 3 найдите сложное предложение с союзной подчинитель­ ной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные слова - слова вторичные, словазаместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено**». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Рефор­ матского.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему «имя "Демосфен" обрело нарицательное значение».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте ци­ тирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и про­ комментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определе­ ние. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтвержда­ ющих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного тек­ ста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.