Согласование существительных с числительными. Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование числительных «один», «одна» с существительными Конспект согласование числительного и существительного

  • Дата: 12.01.2024

Один огурец, два огурца, три огурца.

Один стакан

Один стул

Один карандаш

Одна ложка, две ложки, три ложки.

Одна книга

Одна вилка

Одна шапка

Одно яблоко, два яблока, три яблока.

Одно ведро

Одно одеяло

Одно кольцо

Игра «Два и пять»

С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Взрослый бросает ребёнку мяч, и произносит словосочетание с числительным два, а ребёнок, поймав мяч, возвращает его и говорит словосочетание с тем же существительным, но с числительным

Две ложки – Пять ложек.

Две кошки…

Две ручки…

Две чашки…

Две шишки…

Два кармана – Пять карманов.

Два кубика…

Два дома…

Два носка…

Два дивана…

Два цветка…

Два яблока – Пять яблок.

Два ведра…

Два окна…

Два дерева…

Игра «Считаем до десяти»

Эта игра упражняет в образовании порядковых числительных, учит порядковому счёту и отвечать на вопрос «Который по счёту?». Используем натуральные предметы, предметные картинки.

Первая кружка, вторая кружка, третья кружка, четвёртая кружка, пятая кружка, шестая кружка, седьмая кружка, восьмая кружка, девятая кружка, десятая кружка.

Первый карандаш…

Первое кольцо…

Игра «Один, два, три»

Ребёнок считает предметы до десяти, взрослый контролирует правильность образования словосочетаний из числительных с существительными. Используем предметные картинки.

Одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек, шесть бабочек, семь бабочек, восемь бабочек, девять бабочек, десять бабочек.

Один стакан…

Одна лента…

Одно дерево…

Использованы материалы из книги В. Н. Нищева Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР 2007 г.

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели: Учить детей правильно согласовывать числительные 1, 2, 5 с существительными.


Ход занятия.


1. Организационный момент.
Логопед - Повторите за мной: «Две сестрицы - две руки рубят, строят, роют, рвут на грядке сорняки и друг дружку моют».
Логопед - Слова, которые обозначают количество предметов и порядок предметов при счете называются числительными.

2. Наблюдение над числительными. Составление словосочетаний.
Измените по образцу:
один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;
одна (курица), две (курицы), пять (куриц);
одно (яйцо), два (яйца), пять (яиц).

Игра «Дразнилки».
Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: «У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», «У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

Задание в сочетании существительного с числительными . Соедините стрелками слова.

один зеркало одно весла
одна сутки два весел
одно пень пять весло
одни комната

Задание. Назовите по картинкам слова, используя сочетания со словами «Один - много» и изменив основу :
один человек - много людей
один ребенок - много детей

Задание в сочетании числительных с существительными, не имеющими единственного числа: одни брюки, двое брюк; одни ножницы, двое ножниц и т.д.

Задание. Составь предложения с числительными , используя слова: автобус, вагон, завтрак, килограмм, картофель, месяц.

Задание. Запиши сначала число словом, а затем из словосочетания образуй сложное слово, которое отвечает на вопрос какой .
Образец:
7 лет - семь лет - семилетний
8 этажей - … - …
9 тонн - … - …
20 километров - … - …

3. Работа над смысловой законченностью предложений.

Задание. Вспомните пословицы, дополните их.
1) Семь раз отмерь - (один раз отрежь).
2) Семеро (одного не ждут).
3) (Один) в поле не воин.

Задание. Отгадайте загадки.
Кукла первая толста, Прячется в ней пятая
А внутри она пуста. Куколка пузатая,
Эту куколку открой- А внутри пустая.
Будет третья во второй. В ней живет шестая.
Половинку отвинти, А в шестой-
Плотную, притертую, - Седьмая,
И сумеешь ты найти А в седьмой-
Куколку четвертую Восьмая. (Матрешка)
Назовите числительные вместе с существительными, к которым они относятся. На какой вопрос они отвечают?

Упражнение. Напиши ответы на вопросы.
1) В котором часу ты обычно встаешь?

2) Сколько у тебя друзей?

3) за какой партой ты сидишь?

4) Сколько тебе лет?

5) Сколько в вашем классе девочек, а сколько мальчиков?

Дети зачитывают свои предложения.

Дина Фомина
Игры для развития грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными

Цель: Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.

Игра «Один - два»

В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.

Ход игры: показать пальцами правой и левой руки поочередно существительные мужского рода: один пальчик - два пальчика; один зайчик - два зайчика; один петушок - два петушка; один гусь - два гуся;

существительные женского рода: одна курочка - две курочки; одна коза - две козы; одна кошка - две кошки; одна собака - две собаки; одна мышка - две мышки.

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела». Инструкция: «Что у нас по одному?» (Один нос (лоб, рот, язык, живот). Одна спина (голова). «Что у нас по два?» (Две руки (ноги, щеки). Два глаза (уха)

Игра «Посчитай-ка до пяти»

Считаем любые слова мужского, женского, среднего рода.

Вариант 2. «Было-стало»

Ход игры: Взрослый дает ребенку по одной картинке одного и того же предмета, ребенок отвечает: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было два карандаша, а стало три карандаша…. Стало пять карандашей»

Или предлагаем ребенку собрать ряд (два, три ряда) одинаковых картинок. Картинки лежат перемешанные лицевой стороной вниз. Ребенок достает по одной картинке, добавляет их в свой ряд, повторяя: «У меня был один карандаш, а стало два карандаша. Было две мышки, а стало три мышки. Было Два карандаша, а стало три карандаша и т. п.»

Игра «Веселые числа»

Ход игры: Взрослый задает вопросы. Ребенок отвечает полным ответом.

Сколько у человека носов? (Один нос.)

Сколько у человека ног? (Две ноги.)

Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.)

Сколько у зайца ушей? (Два уха.)

Сколько у собаки глаз? (Два глаза.)

Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)

Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)

Сколько в комнате окон? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? Сколько чашек на столе?

Игра «Рыбалка»

Ход игры: на картинки с изображением различного количества предметов прикрепить скрепки. Доставать картинки с помощью магнитной удочки и называть сколько предметов ты поймал: «Я поймал одну рыбку». «Я поймал пять рыбок». «Я поймал три ведра» и т. п.

Игра «Я увидел»

Ход игры: Ребенок пересчитывает предложенные картинки, повторяя: «Я увидел. одну куклу, две куклы, пять кукол». Можно использовать недлинную трубку вместо подзорной трубы или приложить к глазам руки в виде бинокля для игрового сюжета.

Родительный падеж

Игра «Чего не стало»

Ход игры: взрослый демонстрирует изображение картинок, затем прячет одну из них. Ребенок отвечает полным ответом «Чего не стало?»

Вариант 1.

Взрослый демонстрирует разное количество контурных изображений предметов. Сообщает, что эти предметы пропали. Просит назвать полным предложением чего не стало на картинке. «Нет двух зайцев», «Не стало четырех бабочек».

Вариант 2.

На доске выставляется ряд картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов. Сначала дети называют выставленные картинки. Потом закрывают глаза. Взрослый убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки или предметы можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех тарелок, двух ложек.

Задание будет проще выполнять, если количество предметов на картинке будет подписано.

Вариант 3. «Чего не хватает на рисунке?»

Детям показываются рисунки «Что забыл нарисовать художник?». На рисунках - стол на двух ножках, стул на одной ножке, машина с одним колесом, кошка с двумя лапами, курица без ног и т. д. Дети отвечают на вопрос: «Чего не хватает и сколько?», употребляя родительный падеж числительных. Например: «У стула не хватает двух ножек» и т. п.

Творительный падеж.

Лото «С кем?»

На больших картах изображены разные детеныши (два котенка, три щенка, четыре зайчонка). На маленьких картах изображены взрослые животные. Большие карты раздаются детям. Логопед предъявляет им маленькие карты. Ребенок, у которого на карте изображены соответствующие детеныши, получает изображение их мамы и говорит: «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами».

Игра «С кем повстречался?»

Ход игры: Ребенок перечисляет представленные картинки, проговаривая, с кем повстречался герой в пути: «Колобок повстречался с одним зайцем, с двумя зайцами, с тремя зайцами…»

Игра «Что с чем?»

На столе лежат разные предметы группами по 4 штуки, стоят: коробка, ящик и лежит пакет. Взрослый на глазах у детей кладет в пакет два грибка, в коробку - три картинки, а в ящик - четыре кубика. Меняет коробку, пакет и ящик местами и предлагает детям вспомнить, что с чем /с чем пакет, с чем коробка, с чем ящик/. Отвечая, дети должны указать количество предметов в пакете, в коробке, в ящике. Например: «Пакет с двумя грибками, ящик с 4-мя кубиками» и т. д. Тот, кто правильно вспомнит все и не ошибется в окончаниях, получает фишку.

Игра «Чем работать?»

Ход игры: Ребенку предлагает выбрать из предложенных картинок и назвать, чем может работать тот или иной человек:

«Повар может работать тремя кастрюлями, одним половником. Строитель работает тремя пилами, одним молотком. Врач лечит четырьмя таблетками, пятью прививками».

Дательный падеж.

Игра «Кому отдать?»

Ход игры: ребенок называет предмет и кому он его отдает. Число тех, кому нужно отдать предмет указывается цифрой, либо картинки подобраны с разным количеством людей.

Варианты:

1. Отдать рабочие инструменты людям разной профессии.

«Расческу и ножницы я дал двум парикмахерам, книгу и указку трем учителям» и т. п.

2. Накормить кашей предложенных животных: «Кашу дам двум петухам, одному зайцу, шести лисам» и т. п.

3. Дать подарок предложенным картинкам: «Дам подарок двум кошкам, одной девочке, трем слонам» и т. п.

Предложный падеж.

Игра «Мечты»

Ход игры: Ребенок составляет предложения по картинке. «Щенок мечтает о двух косточках». «Заяц мечтает о пяти морковках». «Маша мечтает о трех куклах» и т. п.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи Дидактические игры и упражнения на формирование грамматического строя речи (Средняя - подготовительная группы) Игрушки Образование прилагательных.

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование числительных «один», «одна» с существительными» Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области.

Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Наталья Политыко
Обучение детей с нарушением речи согласованию числительных с существительными

Формирование грамматических компонентов, развитие лексико-грамматических категорий - наиболее важные и актуальные проблемы у детей , страдающих речевой па тологией.

В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными .

Имя числительное - часть речи , обозначающая количество или порядок предметов при их счете и изменяющаяся по падежам (количественные) или по родам, падежам и числам (порядковые) .

Количественные обозначают собственно количество или число : один, два, пять, десять и т. д. ;

Собирательные - количество как совокупность : двое, трое, шестеро, оба, обе и т. д. ;

Порядковые - числительные со счетно-порядковым значением : первый, пятый, шестой, десятый .

Причинами затруднений в усвоении навыков счета выступают заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы, травмы головного мозга в раннем возрасте, неблагоприятное микросоциальное окружение (неполные семьи, ал-коголизм родителей, недостаточный культурный уровень семьи, равнодушие к успехам ребенка, и наоборот, излишняя опека). Для детей с затруднениями в усвоении навыков счета характерны : низкая работоспособность, инертность, нарушения внимания , зрительной и слуховой памяти .

Для обучения согласованию числительных с существительными необходимы :

Овладение лексико-грамматическим строем речи ;

Понимание последовательности счета;

Формирование представления об образе предмета, восприятия цвета, формы, величины;

Называние итогового счета и соотнесение его с количеством предметов;

Развитие зрительной и слуховой памяти, слухового восприятия.

Для формирования интереса к счету предметов у детей необходимо развивать умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, наблюдать.

В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета, учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную и слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки к формированию навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде , падеже и числе . В связи с этой задачей при показе образования каждой новой количественной

группы для первого ознакомления с числом подбираются предметы мужского рода, на следующем занятии - только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используются любые предметы.

В коррекционной работе по обучению согласования числительных с существительными применяется целая система специальных игр и упражнений, поскольку эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам . Так, коррекции формирования представлений о количестве способствуют игры с пальчиками.

«Один - два»

В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.

Инструкция : показать пальцами правой и левой руки поочередно :

существительные мужского рода : один пальчик - два пальчика; один зайчик - два зайчика;

один петушок - два петушка; один гусь - два гуся;

существительные женского рода : одна курочка - две курочки; одна коза - две козы; одна кошка - две кошки; одна собака - две собаки; одна мышка - две мышки.

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела» .

Логопед. Что у нас по одному? [Один нос (лоб, рот, язык, живот) . Одна спина (голова) .]

Что у нас по два? [Две руки (ноги, щеки) . Два глаза (уха) .]

«Веселые числа »

Логопед. Послушайте вопросы и, показывая пальчиками, назовите ответы.

Сколько у человека носов? (Один нос.)

Сколько у человека ног? (Две ноги.)

Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.)

Сколько у зайца ушей? (Два уха.)

Сколько у собаки глаз? (Два глаза.)

Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)

Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)

Сколько в комнате окон? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? Сколько чашек на столе?

«Прямой и обратный счет от одного до десяти» (со словами и словосочетаниями)

Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки

или предметы, лучше применять пальцы ребенка.

Инструкция : поставить ле- иую ладонь ребенка на ребро на себя; большой палец поднять; указательный, средний и мизинец расставить на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальца левой руки, сосчитать названные предметы.

Логопед. Посчитайте количество уток (одна утка, две утки, три утки, четыре 1/тки, пять уток.) Сожмите кулачок. Сколько уток? (Пять цток.)

«Покажи число »

Инструкция : назвать любое число от одного до десяти и показать его с помощью пальцев.

Раз, два, три, четыре,

Дети загибают по очереди пальцы на правой руке.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На другой руке опять :

Загибают поочередно пальцы на левой руке.

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень. чистые.

Машут кистями обеих рук.

Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения - движения рукой.

Следует воспитывать умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное .

Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос, а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета) .

Логопед. На столе стоят самолеты. Посчитайте их количество.

Дети пересчитывают игрушки : один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов.

Логопед. Сколько всего самолетов?

Дети. Пять самолетов.

Образованное количество предметов логопед и дети вслед за ним пересчитывают. В процессе пересчета логопед дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное , он делает небольшую паузу и, дотрагиваясь до предмета, называет его. А чтобы у детей не сложилось впечатления, что последний предмет и есть «пять» , логопед круговым жестом очерчивает всю группу и называет : «Пять самолетов» .

Следующая игровая ситуация : «К белке на день рождения пришли ежата. Посчитайте их количество» . Кроме того, следует практиковать самостоятельное придумывание сюжетов детьми.

На занятии по автоматизации звуков в словах (для детей старшей и подготовительной к школе групп) можно использовать игру «Сосчитай!» .

Дети учатся порядковому счету и установлению разноцветных карточек, на которых однородные предметы изображены в нужной последовательности :

одна машина, две машины, три., десять машин;

один ежик, два ежика, три., десять ежиков.

Для игры необходимо подготовить пять карточек красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового цвета с изображением (цветным или черно-белым) маски, сумки, собаки - для автоматизации звука [с]; замка, зонтика - для автома

тизации звука [з]. Ребенок раскладывает первый ряд и считает : одна маска, две маски., Второй и последующие ряды необходимо раскладывать и одновременно считать картинки, т. е. согласовывать числительное с существительным ; красный цвет под красным, желтый - под желтым и т. д.

«Количественные числительные (один, два, три, четыре, пять)

+ существительные »

Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных числа . Она помогает усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один , два, три, четыре, пять с существительными .

Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и

вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу : один карандаш -. - четыре карандаша - пять карандашей.

По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.

Правила игры : карточки, на которых изображен один предмет, логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.

Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенных на ней предметов. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом, должен выполнить трехступенчатую инструкцию :

Правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке, в сочетании с количественным числительным один (один карандаш) ;

Глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели : «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родитель-ного падежа единственного числа » (три карандаша) ;

- дующей модели : «числительное пять + существительное в форме родительного падежа множественного числа » (пять карандашей) .

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.

Игру можно усложнить, предложив детям составить по картинкам три предложения, с использованием числительных один , два, три, четыре, пять.

Игры с движением

Первый вариант

Дети по карточкам составляют словосочетание (числительное + существительное ) и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

Мы присядем столько раз,

Сколько карандашей у нас.

- (Один.)

Наклонились столько раз,

Сколько капелек у нас.

- (Четыре.)

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько яблочек у нас.

- (Два.)

Повернемся вправо-влево.

Сколько тучек пролетело?

- (Три.)

Второй вариант

В целях закрепления знаний о согласовании числительных с существительными можно рекомендовать наполненный фасолью или горохом «сухой бассейн» , в котором прячутся ракушки, камушки, различные мелкие игрушки.

Логопед предлагает детям : «Посчитайте количество игрушек или ракушек, согласовывая числительное с существительным ».

Положительно влияет на закрепление знаний чтение таких сказок, как «Три поросенка» , «Волк и семеро козлят» . Очень помогает в этом кукольный театр по сказкам «Теремок» , «Три медведя» , «Колобок» . В играх-драматизациях дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.

Таким образом, игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей . Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей , то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным.

В. Володи на

О согласовании существительного с числительным в речи детей 5- 6 лет

Дошкольники 5-6 лет при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. В группах, которые посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях. (Известно, что аналогичные ошибки встречаются и в речи детей из массовых групп.) С дошкольниками с ОНР важно проводить занятия на знакомом им материале, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

Мы хотим предложить педагогам как специализированных, так и массовых дошкольных учреждений познакомиться с занятиями, цель которых - помочь детям усвоить нормы согласования существительного с числительным.
Примерный ход занятия таков.

1. Организационный момент. Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место.
Кого много живет в доме? (Людей)
Чего много в большом доме? (Окон)
Кого много в зоопарке? (Животных)
Кого много в море? (Рыб.)
Чего много в море? (Воды, водорослей.)
Чего много летом на деревьях? (Листьев?)
Кого много в конюшне? (Лошадей.)
Кого много в курятнике? (Кур.)
Чего много в лесу? (Деревьев.)
Чего много у тебя на голове? (Волос.)
Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

2. Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?». Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.
Логопед предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т.д.), а другому - девочек, кукол.

3. Считаем по-другому!
На столе у логопеда стоят матрешки (не более семи).
Логопед. Сколько матрешек стоит на столе? (Дети считают хором?) Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок?) А теперь закройте глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).
Такое же задание дети выполняют, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяют тему, связанную с определением рода существительных.

4. Физкультминутка.
Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).
Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.
Логопед.
Мы подпрыгнем столько раз,
сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)
Мы нагнемся столько раз,
сколько зайчиков у нас. (Аналогично?)
Мы присядем столько раз,
сколько зонтиков у нас.
Топнем ножкой столько раз,
сколько яблочек у нас.
Потянулись столько раз,
сколько шариков у нас.
Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.