Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
ст.Кущёвская Краснодарского края
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по ФГОС
Предмет: литературное чтение
по программе «Школа России» класс: 3
Тема:
Работа с пословицами и фразеологизмами.»
февраль, 2014 г.
Тема: «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Работа с пословицами и фразеологизмами».
Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Планируемые результаты:
Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: презентация «Б.В.Шергин»; ягоды для рефлексии, карточки «тест», карточки с названиями пословиц и фразеологизмов.
Ход урока:
Подписи к слайдам:
Тема: «Знакомство с разделом. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Словарная работа Академия – высшее учреждение. Вылощил волчьим зубом – натёр до блеска. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.
Правила работы в группе 1.Выслушивай товарища до конца. 2.Говори только по делу. 3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы. 4.Работай дружно. 5. Изберите секретаря и презентатора группы. 6.Хорошее настроение – успех в работе.
Работа по картине
Работа по картине
Восстановите цепь событий в рассказе: «И в один день закончил верхний угол» «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
(то и пожнёшь) (не выловить и рыбку из пруда) (гуляй смело) (ни одного не поймаешь) (люби и саночки возить) (вылетит – не поймаешь) Что посеешь… Без труда… Сделал дело… За двумя зайцами погонишься… Любишь кататься… Слово не воробей… Игра «Кузовок» Продолжить пословицы:
Закончи предложения Сегодня на уроке я познакомился с… Мне показалось интересным … Меня удивило…
Предварительный просмотр:
№ п/п | Высказывание | Ответ ученика | Правильный ответ |
Бабушкиного внука зовут Иван. | |||
Произведение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» написал Александр Иванович Куприн. | |||
Мастер поручил Мите выклеить столешницу. | |||
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю… | |||
Бабушка закончила рассказ словами «Делу время – потехе час». |
Тест «Согласен ли ты с … »
Поставь напротив высказывания «+», или «-» .
У Вани была бабушка – добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на ее лице. Старики говорили: «Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». Один старичок как-то сказал Ване:
– Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.
– Моя бабушка и рисовать умеет, – сказал Ваня.
– Это особое дело. У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела». Она и штукатурное и малярное дело умеет, и краску всякую знает, и древесную породу понимает. В клубе художники с ней советовались, какую краску на чем разводить, чтобы прочно было и красовито.
Вот как-то раз Ваня допытывался:
– Бабушка, о чем ты разговаривала с Митей-паркетчиком? Ты кивала головой и говорила: «Верно, работа любит не молодца, а незалежливого». Ты еще сказала: «Глаза страшатся, руки делают». О чем тебе рассказывал Митя?
– Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.
Митя – художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатулки, столы, шкафы.
Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, черный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.
Распилены эти дощечки на квадратики, шашечки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашечками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.
Иногда узор простой: полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка черная, коричневая, потом дорожка черная, потом красная, белая.
Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу – верхнюю доску стола – и сказал:
– Это заказ от академии. Сроку дано две недели.
Митя с жаром принялся за дело. Обдумал рисунок и в один день закончил верхний угол и сам пришел в восторг от своей работы.
Целую неделю Митя радовался, что ему доверена такая важная работа. Утром проснется рано и до полдня валяется в постели. В воображении своем видит работу законченной, любуется ею, всплескивает руками от радости: одеваясь, танцует и поет. На минуту присядет к столу, подберет нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей: – Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.
Вечером побежит в кино.
За неделю работа не подвинулась ни на полмизинца. В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.
Митя всплеснул ладонями:
– Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего…
Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.
– Митька, ты плачешь?
– Мастер, я обманул ваше доверие.
– Иди покажи мне твою работу.
Зашли в Митину комнату. Взглянув на столешницу, мастер сказал:
– То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.
– Мастер, милый, какие же участки надо отхватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сроку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.
– Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.
Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.
Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно -комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько еще пустого места остается, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.
А руки у Мити были золотые.
Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.
За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом [При полировке дерева иногда пользовались волчьими или медвежьими зубами, которые, не царапая дерева, помогали вылощить (отполировать) его.].
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
- Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?
Работа любит не молодца, а незалёжливого
. Если человек трудолюбивый, то и работа у него хорошо складываться будет.
Глаза страшатся, руки делают
. Говорится тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца.
Комар носа не подточет
. Не к чему придраться.
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок
. Делая понемногу, выполнишь всю работу.
- Обсудите с другом выражение "Комар носа не подточит". Объясните его смысл. Запишите вашу беседу.
Как ты понимаешь выражение "комар носа не подточит"?
- Работа настолько идеальна, что в ней нельзя найти ни малейшего изъяна.
Подбери синоним к пословице.
- Безукоризненный, идеальный, безупречный, образцовый, совершенный, неуязвимый.
Ты знаешь, откуда пошло это выражение
?
- В старину одной из самых уважаемых профессий была профессия столяра и плотника. В то время на Руси и строения были из дерева, и мебель, и часть инструмента. В общем, изделия из дерева были везде. И самыми умелыми мастерами считались те, кто мог подогнать детали друг к другу так, что не оставалось зазора, щели.
Урок литературного чтения
Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»
Класс: 3
Тип урока: лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
I . Образовательно-развивающие:
1.1 выведение новых понятий: -
1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора, пословица.
1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события в тексте).
1.4 развитие специальных умений:
Понимать смысл текста,
Объяснять название текста.
Задавать вопросы по тексту,
Объяснять значение непонятных слов, пословиц,
Составлять план рассказа.
II . Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.
Технологии: смыслового чтения (ФГОС), способа диалектического обучения.
Заявка на оценку:
21 балл и более - «5»
17 – 20 баллов - «4»
12 – 16 баллов - «3»
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).
Карточки по СДО
Карточка №1
Вопрос- понятие
1. Что называется?
2. Что считается?
3. Что понимается под?
4. Что представляет собой?
5. Что выражает?
6. Что является?
7. Что такое?
8. Каковы свойства и виды?
9. В чем заключается сущность?
Карточка №2
Вопрос- суждение
С?
С- вопросительные слова
1- первое понятие (субъект – подлежащее суждения)
Связка между понятиями
2- второе понятие
1. Чем объяснить, что?
2. Как доказать, что?
3. В каком случае?
5. Каким образом?
6. Вследствие чего?
7. Почему?
Карточка №3
(сравнение)
1. По сравнению с …..
2. Так же ка и ……
3. Как ….., так и …….
4. Сравнивая………, можно сказать…..
5. Кроме……, ещё……
6. Помимо…….
7. Больше чем…….
8. Не только, а и ……
9. Наряду с …….
10. Если ……, то….
11. В отличии от……
Карточка№4
(противоречие)
1……..что, а……..
2. …….тем, что……
3. ……не, но……
4. …..хотя…..
5. …….если, то…….
6. ……..тем, чем……
7. …..не смотря на…..
8. ……однако…..
9. ……не толко……
1. Качество- количество
3. Первичное- вторичное
4. Сущность- явление
5. единство- многообразие
6. Общее- частное
7. Причина- следствие
8. Общее- особенное- единичное
9. Пространство- время
10. Возможность- действительность
11. Необходимость- случайность
Карточка№ 6
(умозаключения)
Дедукция (от общего к частному)
1.. Поскольку…
Следовательно…
Индукция.
1. Если……
Следовательно…
Аналогия
1. Если…..
Следовательно
План-конспект
Этапы урока
Деятельность учителя
Баллы
Деятельность учащихся
I .
Оргмомент
Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями)
слайд 1
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)
«5» – 20 баллов и больше
«4» – 16 -19 баллов
«3» – 12 - 15 баллов
II .
До чтения
Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде: (речь)
«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.»
А теперь объясните фразеологизм «Без сучка,без задоринки.(восприятие и воображение).
по 1 б. за прого
2 балла за прав версию
Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями)
III .
Анализ темы урока
Откройте стр 124.
Сегодня мы будем работать с текстом произведения.
Какую работу мы будем проводить?
Работа с текстом
«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».
Объяснять название текста.
Искать метафоры, олицетворения. (фиксируются на доске)
Работа по теме урока
Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора.
К какому жанру мы отнесем это произведение?
Обоснуйте свой выбор в виде понятия
родовой+ видовые признаки.
Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название?
В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту.
1 балл за каждую версию
Борис Шергин.
Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера, небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.
Родовой - литературное произведение повествовательного характера,
Видовые- небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.
Ответы (фиксируются на доске):
Пословица
Бабушка говорила
Рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу.
Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа.
(со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито»
Чей образ вы себе представили?
А какой вы её увидели?
Что про нее говорят старики?
Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах.
Что говорит про бабушку Ваня?
Что говорит про бабушку старичок?
Слушание аудиозаписи.
Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит.
Из песен сделана, из пословиц сложена.
Моя бабушка рисовать умеет
Старичок:
У нее есть звание «Мастер малярного дела».
Она и штукатурное и малярное дело умеет.
Краску знает.
Древесную породу понимает.
С ней советуются художники, как разводить краску.
О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте
В каких случаях так говорят?
О какой работе Мите пойдет речь, если мы знаем что он- паркетчик?
Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова. Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки стр 125) - до слов « Я не успею ничего» (стр 126)
Возьмите карточку №1 . Задайте вопрос- понятие по незнакомым словам, которые встретились в тексте в
Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова.
А вот какое определение дается в словаре Ожигова:
Древесная- получаемая из древесины
Коричное дерево-
Коричное дерево, коричник – род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии
Академия- высшее научное или художественное заведение
- «Работа любит не молодца, а незалёжливого»
- «Глаза боятся, а руки делают».
Говорят о подходе к выполнению какой- то работы.
Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева.
Что называется древесной породой?
В чем заключается сущность слова красовито?
Что представляет собой коричное дерево?
Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос – суждение по прочитанному в парах. Кому (какой паре) вы хотите его задать?
Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?
Вследствие чего настроение Мити испортилось?
Когда испортилось настроение у Мити?
Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити?
Радость- испуг.
Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу.
Радость от того, что доверили важную работу.
Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею.
Испуг- не успеет сделать работу в срок.
Каким образом разрешилось это противоречие?
Прочитайте диалог мастера и Мити в парах.
Почему мастер не стал ругать Митю?
В чем ценность его позиции?
Диалог Мити и мастера – сценка 2 учеников.
Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу.
Выполняя любую работу, можно сделать ошибки. важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие.
Продолжим работу в четверках.
Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе
- Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения (карточка №6)
- Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл.
- Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте.
- Придумайте новое название рассказу
Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой.
Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок.
Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой.
Дело мастера боится.
Итог урока.
Напротив каких задач, ты можешь поставить себе по баллу?
- читал с выражением.
Объяснил название текста.
Задавал вопросы по тексту,
Объяснял значение непонятных слов, пословиц,
Принимал участие в работе с кубиком Блума
Посчитайте, сколько баллов у вас получилось?
У кого 21 балл и более - «5»
17 – 20 баллов - «4»
12 – 16 баллов - «3»
Рефлексия. Выставление оценок.
Домашнее задание
Нарисовать рисунок по тексту рассказа
Предсказания на год китайский гороскоп
Входят ли в основные средства транспортные расходы?
Азу: секреты приготовления в домашних условиях
Торт трухлявый пень — классический рецепт с вареньем
Что не так с Паниным: Комментарий актера, мысли общественности