Основные единицы речевого общения. Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте Из каких компонентов состоит речевое событие

  • Дата: 03.01.2024

Тему обычно автору подсказывает сама жизнь, ее течение, сплетение событий, т.е. ситуация. Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т.е. контекст общения. Речевая ситуация - это первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического действия: подготовки к устному или письменному выступлению.

Ситуации бывают естественные и искусственные, специально поставленные. Пример естественной ситуации: Исследователь готовится к научному семинару, на котором он должен будет доложить своим коллегам о результатах эксперимента за месяц работы.

Искусственные ситуации обычно бывают связаны с ученьем: например, учащимся задано подготовиться к обсуждению экологических проблем; возможно, дана примерная тематика для выбора; задано школьникам самим предложить острые экологические темы.

Ситуаций и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.

Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Любой речевой акт приобретает смысл и может быть понят только в структуре неречевого контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в том смысле, что побуждает человека к речевому действию то или иное стечение обстоятельств. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.д. Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов:

участников общения;

места и времени общения;

предмета общения;

цели общения;

обратной связи между участниками общения. Прямыми участниками общения являются адресант и адресат. Но в речевом общении могут участвовать и третьи лица в роли наблюдателей или слушателей. И их присутствие накладывает свой отпечаток на характер общения.

Немалое значение в речевом общении играет пространственно-временной контекст - время и место, в котором происходит речевое общение. Место общения может в значительной степени определить жанр общения: светская беседа в гостях, на вечеринке, на банкете, разговор на приеме у врача в поликлинике, диалог между преподавателем и студентом в вузе на экзаменах и т.д. В зависимости от участия фактора времени различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим полем зрения); когда адресат - конкретное лицо и т.д.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то оно обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата.

Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель общения (зачем говорится о чем-то в данной ситуации). Еще Аристотель в "Риторике" обращал большое внимание на цель речей разного типа: "Для людей, произносящих хвалу или хулу (эпидейктическую речь), целью служит прекрасное и постыдное".

Цель говорящего в такой речи - показать слушателям, "что такое хорошо и что такое плохо", зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному. "Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справедливое и несправедливое"; один обвиняет, другой защищает или защищается. Цель говорящего - доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.

"У человека, дающего совет (политического оратора), цель - польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего" В целом можно сказать, что целью общения называется тот результат, который адресант и адресат хотят получить вследствие своего общения.

В речевом общении обычно различают два вида целей: прямые, ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим и косвенные, более отдаленные, долговременные, нередко воспринимаемые как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей.

Основными разновидностями прямых, ближайших целей общения являются:

передача;

  • - получение информации;
  • - выяснение позиций;
  • - поддержка мнения;
  • - обсуждение проблемы, поиск истины;
  • - развитие темы;
  • - разъяснение;
  • - критика и т.д.

Это так называемые интеллектуальные цели, связанные, в конечном счете, с познавательно-информационным аспектом общения.

Речевая ситуация диктует правила речевого общения и определяет формы его выражения. Эти формы различны в условиях прямого или непосредственного общения. С активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение) они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении: разговор с близкими людьми либо частные письма и т.п., в деловом общении: доклад, лекция, дискуссия, переговоры и т.п.). Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т.д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т.п.), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.п.

Выбор этикетных форм, речевое поведение человека находятся в тесной зависимости от ситуации и должно меняться в соответствии с изменением этой ситуации. Каковы же факторы, определяющие коммуникативную ситуацию, которые должны учитываться субъектами общения для соблюдения этикетных правил? К этим факторам относятся:

Тип ситуации: официальная ситуация, неофициальная ситуация, полуофициальная ситуация

В официальной ситуации (начальник - подчиненный, служащий - клиент, преподаватель - студент и т.д.) действуют самые строгие правила речевого этикета. Эта сфера общения наиболее четко регламентирована этикетом. Поэтому в ней наиболее заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь наиболее серьезные последствия для субъектов общения.

В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, родственники и т.д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами. Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикет.

В полуофициальной ситуации (общение коллег, общение в семье) нормы этикета носят нестрогий, размытый характер, и здесь главную роль начинают играть те правила речевого поведения, которые выработала в процессе социального взаимодействия данная конкретная малая социальная группа: коллектив сотрудников лаборатории, кафедры, семьи и т.д.

Введение 3

Глава 1. Основные единицы речевого общения 4

1.1. Речевое событие 4

1.2. Речевая ситуация 5

1.3. Речевое взаимодействие 6

Глава 2. Организация вербального взаимодействия 7

Глава 3. Невербальные средства общения 7

Глава 4. Жанры речевого общения 8

4.1. Беседа 8

4.2. Разговор 9

4.2.1. Признаки разговорной речи 9

4.2.2. Нормы разговорной речи 10

4.3. Спор 10

4.3.1 Формы споров 11

4.3.2. Виды споров 12

4.4. Рассказ 12

4.5. История 13

4.6. Письмо 13

4.7. Записки 13

4.8. Дневник 14

Глава 5. этика речевого общения 14

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Без общения как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилиза-

ции, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

Общение дает человеку возможность раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, а взлетах и падениях. Общение для человека - его среда обитания. Без общения не возможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

На первый взгляд кажется, что содержание понятия «Общение» всем понятно и не требуется особого разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо замечает А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется поли системностью и многогранностью явления.

Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и т. д. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер.

Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого общения. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека. Особенность речевой деятельности заключается, а том, что она всегда включает в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.

Предприниматель, архитектор, управляющий, референт, врач, строитель и продавец, выполняя свою работу, вынужден что-то обсуждать, советовать, вести переговоры, задавать вопросы и отвечать. От того насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Изучением речевого общения занимаются многие лингвистические дисциплины: теория речевого воздействия, теория речевых актов (ТРА), прагматика, психолингвистика, культура речи.

Глава 1. Основные единицы речевого общения

Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; связи между высказыванием, говорящим и речевой ситуацией; факторы, затрудняющие общение; факторы, повышающие эффективность; отношение речевой деятельности к другим видам деятельности и т. д. Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

1.1 Речевое событие

Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.

Дискурсом (от франц. discours – речь) называют связанный с текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте.

Дискурс – это различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь».

Диркурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты)

Речевое событие, как следует из определения, включает два основных компонента:

1)словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);

2)условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).

Таким образом, речевое можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

1.2 Речевая ситуация

Речевая ситуация, т. е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении.

Следует иметь в виду, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных (дейктических) слов типа я, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.

Необходимо учитывать, что высказывания наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называют косвенным. Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний понятен только в контексте речевой ситуации.

Различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Канонические считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо и т. д.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: времени говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляются иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь , то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата.

1.3 Речевое взаимодействие

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явления. Чтобы понять его суть, прежде всего, следует уяснить, что такое речевая деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что необходимо для ее осуществления.

От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить, говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому.

Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, интенциальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы.

Речевая деятельность есть процесс, который складывается, формируется из отдельных актов. Их характер, содержания зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек.

Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремиться добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться.

Речь, высказывание – продукт речевой деятельности, ее порождение. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.

Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевой обстановке изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативная, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоции, оценок), межличностной (регулирование отношении между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.

Глава 2. Организация вербального

взаимодействия

В процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия.

Ученый сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации.

Принцип последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т. е. ожидание реплики соответствующего типа.

Принцип предпочитаемое структуры – характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами.

Принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.

Принцип вежливости.

Глава 3. Невербальные средства общения

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальной (словесной) речью использует жестикулярно – мимическую речь, т. е. невербальные средства (мимику, жесты).

Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся к друг другу.

Главным показателем чувств говорящего является выражение его лица, его мимика. Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не пресиавляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используют чаще всего не сам по себе, а сопровождает его слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Глава 4. Жанры речевого общения

Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М. М. Бахтину, который, не употребляя термина «прагматика», охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата. Он определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения.

4.1. Беседы

Жанры беседы – это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласия. Обмен информацией в беседе может быть одной из фаз речевого взаимодействия, вспомогательной тактикой, поэтому модальность может выражаться вводными словами типа: Знаешь; Ты не можешь представить; эти модальные слова и реакции на них адресата – Не могу себе представить; Неужели; Разве – играют роль регуляторов в ходе беседы, обуславливающих вектор речевого общения.

Это жанр речевого общения (диалог или полило), в котором, при кооперативной стратегии, происходит:

· Обмен мнениями по поводу вопросов. Участники выражают свою точку зрения, руководствуясь социокультурными стереотипами, выработанными веками приоритетами и ценностями ориентирами, общечеловеческими абсолютными истинами и нормами жизни.

· Обмен сведениями о личностных интерасах каждого из участников. Предполагает душевое «созвучие», похвала, одобрение, комплементы, искренние признание.

· Бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями. Праздноречевое общение, в котором участники снимают эмоциональное перенапряжение, упражняются в лстроумиии, рассказывая анекдоты, делают политические прогнозы, делаться своими заботами, ищут сочувствия, рассказывают шутки и истории. Для этого типа бесед характерна эмоциональная модальность.

4.2. Разговор

В этом жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия. По целям общения различают:

¨ Информативный разговор. Для этого типа характерно вопросно-ответное реплицирование, причем роль лидера играет спрашивающий, а роль «ведомого» - участник, владеющий знаниями. Главным условием успешности разговора является соответствием мира знаний адресанта и адресата.

¨ Предписывающий разговор (просьба, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо). Происходят между участниками, имеющими разные социально – ролевые характеристики, например между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус.

¨ Разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Здесь не редко вербальной формой выражения агрессии становиться насмешка, ирония, намек. Метаязык реплик: «Я такой и считайся со мной таким! То, что я говорю в такой форме, - значимо ». Стратегическую цель может преследовать молчание – желание прекратить общение.

4.2.1. Признаки разговорной речи

Разговорная речь как особая функциональная разновидность языка характеризуется тремя признаками:

Важнейшим признаком разговорной речи является ее спонтанность, неподготовленность. Спонтанное создание разговорного текста объясняет, почему лингвисты, ни тем более просто носите языка не замечали его больших отличий от письменных текстов: языковые разговорные особенности не осознаются, не фиксируются сознанием в отличие от письменных языковых показателей.

Второй отличительный признак разговорной речи состоит в том, что разговорной общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.

Третьем признаком разговорной речи является то, что она может реализоваться только при непосредственном участии говорящих.

4.2.2. Норма разговорной речи

Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается при спонтанном восприятии речи как ошибка. В разговорной речи часто встречаются такие произношения, как стоко (вместо столько), када, тада (вместо когда, тогда), - и все это орфоэпическая разговорная норма. В разговорное речи более чем обычна особая морфологическая форма обращения – усеченный именительный падеж личных имен, иногда с повтором: Кать, Маш, Володь, Маш – а – Маш, Лень – а – Лень - это морфологическая норма.

Нормы разговорной речи имеют одну важную особенность. Они не является строго обязательными в том плане, что на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма, и это не нарушает разговорный статус текста: нет никаких запретов на то, чтобы в неофициальной обстановке сказать: На четырнадцатом троллейбусе тебе лучше ехать на Казанский вокзал.

Существует, однако, и большое количество таких слов, форм, оборотов, которые в разговорной речи не терпимы. Каждый, надо полагать, без труда почувствует противоестественность для разговорной ситуации такого высказывания, как: До Казанского вокзала тебе удобней доехать, если ты воспользуешься троллейбусом маршрута номер четырнадцать.

4.3. Спор

Спор – это публичное обсуждение проблемы, интересующих участников обсуждения. Вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Искусство ведения спора приобретает для каждого из нас все более важное значение, поэтому целесообразно сравнить его с такими близкими понятиями, как «диспут», «дискуссия», «полемика». В тех случаях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.

Спор определяется как обсуждение того или иного вопроса, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение, а также согласие, разрешаемое судом.

Второе значение слова подводит нас к пониманию того, что спор – это такая форма диалога, при которой дальнейшее отношение его участников ведет к обострению, превращению идейной конфронтации в материальную.

Но спор может эволюционировать и в обратную сторону – к менее острым формам диалога.

Одна из задач теории спора – установить факторы, от которых это зависит. В современном языке слово «полемика» выступает как синоним слова «спор».

Конструктивным началом в этом жанре речевого общения является подчеркивание собеседниками общности взглядов, общности позиций. Участники спора, приводя различные доводы в защиту своей точки зрения, демонстрируют приверженность истине, а не только свое несогласование. Аргументация, или показ того, что высказывание истинно, имеет много приемов. Помимо приведения объективных доводов и использования приемов скрытого спора при ведении спора иногда встречается «довод к личности». Это может быть или лесть адресату, чтобы он принял точку зрения адресанта, или, наоборот, причем психологического давления на адресата через унижение его человеческого достоинство, оскорбление чувств.

В бытовых спорах при стратегии примирения позиций уместна тактика изменения темы: например, высказывания типа: Давай лучше о погоде. В любых спорных ситуациях к партнеру следует относиться уважительно, смотреть как на равных себе.

4.3.1. Формы споров

Спор может развиваться на двух уровнях: на уровне спора за истинность мысли и на уровне спора доказательствах. Возможен спор на обоих этих уровнях: от спора о доказательствах спорящие переходят к спору об истинности тезиса.

Спор может быть сосредоточенным и бесформенным. Сосредоточенным спором является такой спор, когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис. Таким образом, спор происходит вокруг одной центральной мысли, не отходя от нее и не отвлекаясь. Бесформенный спор не имеет такого порядка. Начинается он из-за какого-нибудь тезиса, затем, а ходе спора, спорящие хватаются за какие-то доказательства или частные мысли и начинают спорить уже из-за них.

По количеству участников спора отличаются споры простые и сложные. Простым считается такой спор, в котором принимают участие только два человека. Чаще всего спор ведется несколькими лицам, каждый из них выступает на стороне защиты тезиса, или на стороне нападения на истинность тезиса.

4.3.2. Виды споров

Выделяется 5 видов споров: спор, возникающий в целях проверки истины; спор как средство убеждения; спор, основная цель которого – победа; спор – спорт и спор – игра.

Высшей формой спора является спор для разъяснения истины, для проверки какой-либо мысли, для испытания ее обоснованности. Этот вид спора особенно полезен в случае необходимости проверки научно открытия.

Спор для убеждения потивника является более низкой формой спора по сравнению с предыдущей. Желая убедить другого человека в истинности какой-либо мысли, участник спора предпочитает оппонента слабее себя и в азарте убеждающей «атаки» может позволить себе прибегнуть к некоторым преувеличениям. Особенно распространены эти приемы, если участник спора преследует корыстные цели.

В споре ради победы ставиться цель не приблизиться к истине, не убедить противника, но победить оппонента любыми методами. К подобным спорам прибегают члены миссионерских сообществ, участники митинговых собраний.

Четвертый вид спора – спор ради спорта. Для любителей такого вида спора интересен сам процесс, в своих жизненных представлениях они не последовательны.

4.4. Рассказ

Это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения – солидарность, согласие, кооперация.

Темой рассказа могут быть любые события, факт, которые произошли с рассказчиком или кем-либо другим. Ход рассказа может прерываться репликами – вопросами или репликами – ответами.

Характерная черта жанра рассказа – целостности передаваемой информации, обеспечиваемая связностью отдельных фрагментов. В рассказе адресант, интерпретирует реальные события, выступает в роли автора, произвольно, со своей точки зрения, оценивать их.

4.5. История

Это жанр разговорной речи, так же как и рассказ, является по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации.

Цели истории – не только передача сведений о происшедших ранее событиях, но и подведение смыслового итога, резюме, сопоставление с оценкой современных событий и факторов.

В отличие от других видов речевого общения рассказ и история относятся к запланированным видам речи. Поэтому коммуникативный успех здесь предрешен в большой степени, но не абсолютно.

4.6. Письмо

Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей

Регулярность переписки определяется рядом факторов:

а) Отношениями между участниками;

б) Внешними обстоятельствами переписки;

в) Актуальностью для адресата тем;

г) Частотностью переписки.

4.7. Записка

В отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большой степени формируется общим миром чувства – мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств. Поэтому содержание записки обычно кратко.

Записка, как и письмо, может представлять собой не спонтанный поток чувства – мысли, а обработанный, списанный с черновика, вариант, в котором «смягчены» неровности импровизации, неожиданность появления в сознании содержательных элементов высказывания.

4.8. Дневник

Дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи, а, следовательно, имеют все стилистические особенности текстов.

Стилистика дневниковых записей обусловлена всеми ипостасями личности (Я – интеллектуальное, Я – эмоциональное, Я – духовное и т. д.); в зависимости от дневниковые записи разделяются на два больших разряда. Одни дневники отражают ориентацию автора на описание дня как временного пространства. Это могут быть перечисление сделанного, итого, размышления, анализ чувств и мыслей, планы и т. д.

Дневники другого типа – «разговор» о себе во времени, размышление о том, что волнует, своего рода «поток сознания» с ассоциативными подтемами «главных» мыслей дня.

Дневниковые записи людей, ведущих творческую работу, представляют собой лабораторию творческих поисков и мало чем отличаются от «записных книжек» и «рабочих тетрадей» писателей и поэтов.

Глава 5. Этика речевого общения

Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжение разговора.

1. Приветствие, обращение (задают тон всему разговору).

2. Этикетные формулы (важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их – показатель высокой степени владения языком).

3. Эвфемизация речи (поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфорта состояние – все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения).

4. Перебивание, встречные реплики (вежливое поведение в речевом общении предписывать выслушивать реплики собеседника до конца).

5. ВЫ – общение и ТЫ – общение (в зависимости от нюансов ролей психологических дистанций).

Заключение

Успешное речевое общение – это осуществление коммуникативной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия. Обязательным условием успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего и т. д. Поэтому центральное понятие успешности речевого общения – понятие языковой компетентности, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социально-культурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, делает возможным собственного осмысления и индивидуального представления информации.

Список литературы

1. Рус. яз. и культура речи: Учебник /под редакцией В. И. Максимова. – М., 2001

2. Рус. яз. и культура речи: Учебник для ВУЗов /под ред. В. Д. Горняк. – М.; высш. шк., 2002

3. Рус. яз. и культура речи /под ред. Веденской, Павловой, Кашаевой. – Ростов – на – Дону., 2001

  • Из этого раздела вы узнаете, что такое речевое взаимодействие, речевая ситуация и речевое событие, а также при каких условиях речь становится эффективной.
  • Вы научитесь обращать внимание на конкретные компоненты речевой ситуации, влияющие на выбор языковых средств.
  • Вы овладеете навыками учета речевой ситуации при выборе средств выражения, что поможет вам впоследствии сделать свою речь более эффективной.

Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое взаимодействие, речевая ситуация, речевое событие.

Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством речи. Речевое взаимодействие включает следующие компоненты:

  • адресанта (отправителя информации);
  • адресата (получателя информации);
  • речевое событие;
  • средства взаимодействия.

Обратим внимание, что речевое взаимодействие – это процесс взаимодействия двух субъектов: говорящего или пишущего адресанта и слушающего или читающего адресата.

Помимо непосредственных участников речевого взаимодействия, которые в ходе общения обычно меняются местами, необходим предмет речи – то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией.

Элементарной формой речевого взаимодействия является речевое событие (речевой акт). Для отправителя и для получателя информации речевое событие проявляется по-разному: со стороны адресанта оно заключается в говорении (отправлении акустических сигналов в виде языковых знаков) либо письме (кодировании речевых сигналов с помощью графических символов). Речевое событие со стороны адресата – это слушание (восприятие речевых акустических сигналов и их понимание) либо чтение (декодирование графических знаков и их понимание).

Отсюда следует, что речевое взаимодействие предполагает как кодирование, так и декодирование информации. Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, декодирования – при слушании и чтении.

Средство речевого взаимодействия – это язык, знаковая система, известная и адресанту, и адресату.

В результате речевого взаимодействия рождается текст. Цель взаимодействия состоит в передаче смысла текста – конкретной информации (логической, эмоциональной, эстетической и т.д.), выраженной речью и при ее участии сформированной в сознании человека. Через тексты мы знакомимся с речью, из текстов извлекаем языковые правила, на тексты-образцы ориентируемся, создавая собственные речевые продукты.

Существуют различные классификации текстов: по времени их создания, сфере использования, а также принципам текстовой организации. С основными классификациями и практическими возможностями их применения вы познакомитесь в главе 2.

Речевое событие как основная единица коммуникации включает два компонента: 1) вербальные (собственно речь) и невербальные (мимику, жесты и т.п.) элементы общения ; 2) речевую ситуацию , конкретные обстоятельства речевого взаимодействия. Иначе говоря, то, как говорится, зависит от того, что, кому и где говорится. Например, если аудитория малоподготовленная (невысокий уровень образования, низкий социальный статус), следует говорить медленнее, использовать вопросно-ответную форму изложения, приводить много примеров, случаев из жизни, представлять конкретные результаты, четкую аргументацию, начинать с более сильных аргументов, ссылаться на авторитеты, многократно повторять основные тезисы. На подготовленную аудиторию произведет впечатление более эмоциональная речь, насыщенная риторическими фигурами. Чем выше уровень владения предметом у вашей аудитории, тем важнее структура выступления: вы должны начинать с того, что нового узнают слушатели из вашей речи; кроме того, необходимо максимально использовать диалогичность, приводить противоречивые точки зрения и т.д.

Почти любое речевое взаимодействие имеет внеязыковую причину, вызвано внеязыковыми обстоятельствами. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия, стимулирует речь или ее отсутствие. Мы говорим, чтобы выразить просьбу, разделить с кем-то свою радость или боль, сдать экзамен, просто убедиться, что мы не одни. В более развернутое описание речевой ситуации включаются следующие компоненты:

  • участники общения;
  • место и время общения;
  • предмет общения;
  • цели общения;
  • обратная связь между участниками общения.

Помимо адресата и адресанта в число участников общения могут входить наблюдатели или слушатели, присутствие которых накладывает свой отпечаток на речь. Совпадение или различие взглядов на предмет общения будет или стимулировать общение, или препятствовать ему. То, насколько предмет общения интересен обоим говорящим, насколько они оба с ним знакомы, значительно влияет на выбор слов, манеру изложения. Системный администратор говорит о компьютерах не так, как начинающий пользователь, а разговор родителей с детьми-подростками о целесообразности поездки на дачу в выходные строится иначе, чем диалог подростков о том, не провести ли на той же самой даче классную вечеринку.

Место общения (разговор с преподавателем во время экзамена, в гостях у общих знакомых или на конференции) определяет жанр речи и выбор речевых средств. Инженер, пишущий инструкцию к сборке станка, будет использовать в речи полные предложения, специальные термины, например, вот так: "Рекомендуется прикрепить деталь № 2502 к спинке, используя четыре винта ¼ × 2 и ключ № 18 для затягивания". Тот же инженер, рабтающий в цехе над отладкой этого станка, не задумываясь, посоветует "эту пимпочку пришпандорить вон к той штуковине", и все его поймут.

В речевом взаимодействии играют роль время общения, точнее, совпадение или несовпадение момента передачи и получения информации (это так же важно, как для онлайновых или оффлайновых программ). Сравните, например, общение в чате и с помощью обычных писем. В первом случае реплики следуют одна за другой почти как в обычном разговоре и собеседникам не нужно долго объяснять, что было ранее, сообщения коротки, подразумевают возможность немедленного комментария непонятных мест. Во втором же случае временная дистанция от отправки письма до его получения достаточно велика, поэтому во избежание непонимания изложение здесь более подробно, часты отсылки к предыдущим письмам, возврат к ранее описанным событиям.

Накладывают отпечаток на нашу речь и цели общения: интеллектуальные, эмоциональные, контактоустанавливающие и др. В речевом общении обычно различают два вида целей: прямые, ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим, и косвенные, более отдаленные, долговременные, нередко воспринимаемые как целевой подтекст. Так, поддержание разговора часто служит долговременной цели установления добрых отношений, но может быть и формально вежливым. Критическое высказывание может иметь ближайшую цель – уточнить информацию, а также цель отдаленную – показать уровень своих интеллектуальных способностей, утвердить свое мнение, подчеркнуть свое "я".

Важнейшим структурным компонентом речевой ситуации является обратная связь. Реакция слушателя на высказывание говорящего составляет основу общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая реакции на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, явно выраженный интерес слушающего к говорящему создает тот положительный фон, на котором происходит устное общение. При отсутствии такого интереса общение становится тягостным и прерывается. Отсюда следует, что культура речи подразумевает и культуру слушания.

Речевая ситуация диктует правила речевого общения и определяет формы его выражения. Эти формы различны в условиях прямого, или непосредственного, общения с активной обратной связью (например, диалог) и опосредованного – с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение). Они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении: разговор с близкими людьми либо частные письма и т.п., в деловом общении: доклад, лекция, дискуссия, переговоры и т.п.).

Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т.д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т.п.), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.п.

Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения - речевую ситуацию , речевое событие, речевое взаимодействие.

Рассмотрим эти понятия.

Речевая ситуация - это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации - это говорящий, слушающий, время и место высказывания.

Составляющие речевой ситуация:

Говорящий;

Слушающий;

Время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени,: местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выяв­лять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает значением, обусловленным речевой ситуацией (прагматическое значение) и т.д. Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.

Высказывания, у которых прямое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Вот примеры косвенных Высказываний и их возможных толкований:

1. Мне нездоровится.

Я не хочу с вами разговаривать.

Вызовите поскорее врача.

Я не буду выполнять эту работу.

Оставьте меня в покое.

2. Я приду завтра.

Объявление/утверждение.

Обещание, или угроза.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Основная единица речевого общения - речевое событие.

Как пишет А.К. Михалъская в учебном пособии «Основы риторики», речевое событие - это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Например, школьный урок, родительское собрание, заседание, конференция, разговор в булочной, в метро и т. д.

Речевое событие составляют два главных компонента:

1) словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.);

2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, то есть жи­вую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от франц. с-речь). Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, пространственное поведение собеседников.

Пространственное поведение - это то, насколько близко собеседники стремятся находиться друг от друга.

Интимная зона (от 15 до 46 см) - наиболее охраняемая зона межличностного общения; проникать в нее раз­решается только тем, кто находится я теснейшем эмоциональном контакте. Личная зона (от 46 см до 1,2 м) – зона общения, соблюдаемая собеседниками на вечеринках, официальных приемах, дружеском общении. Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м) - зона, характерная для общения посторонних людей. Общественная зона (более 3,6 м) соблюдается при адресации к большой группе людей.

Золотое правило общения - держи дистанцию.

Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы:

«дискурс + речевая ситуация + речевое событие».

Компоненты речевого события:

Словесная речь и то, что ее сопровождает;

Речевая ситуация (контекст высказывания).

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой - восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, ми­микой, жестами, поведением и т.д.).

Для речевого взаимодействия требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.

Помимо непосредственных участников - говорящего (S-субъект) и слушающего (А-адресат), обычно меняющихся ролями, необходим и предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Обозначим его символом D, поскольку этот компонент связан со знаниями о реальной действительности. Необходимо знание языка (L), или коммуникативного кода, той системы, которая обеспечивает возможность перевода смыслов, значений передаваемой информации в знаки, слова, единицы

передаваемого сообщения. И, наконец, необходимо само высказывание (V), та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, "что исходит от говорящего (S) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А) при помощи языка (L), известного им обоим.

Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные «участники» диалога.

Представим это наглядно:

Данная схема коммуникативного речевого акта есть воплощение системы, системного взаимодействия, самодостаточного, целостного и полного.

Речевая деятельность, как и любая другая деятельность, складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление акта речи. Процессы эти - проявление роли участников диалога (8 и А).

Процессы

(S ) ПОРОЖДЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (А)

ГОВОРЕНИЕ ___________ ПОНИМАНИЕ

(ВОСПРИЯТИЕ) __________РЕАГИРОВАНИЕ

Процессы порождения речи, ее восприятие, понимание, реагирование на нее обусловливают соответствующие функции языковой системы и ее единиц.

Специфической формой взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности является общение, или коммуникация. Без общения невозможно формирование личности, практически невозможен любой вид деятельности. Вопросами коммуникации занимаются философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи, поскольку человеческое общение на две трети состоит из речевого: как образуется речь и как она воспринимается, каковы коммуникативные установки, какие факторы затрудняют общение и какие повышают его эффективность.

Основными единицами речевого общения являются речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие .

Речевая ситуация – это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Как известно, высказывание делается в определённом месте в определённое время и имеет определённый набор участников: говорящий и слушающий. Элементами речевой ситуации являются говорящий, слушающий, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, правильно толковать высказывание, уточнять его цель (просьба, совет, угроза, возмущение, порицание и т.д.).

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения: публичные дискуссии, светские беседы, диалоги на экзаменах, приём у врача и т.д. Высказывание может иметь как прямой смысл, так и прагматическое значение в зависимости от речевой ситуации. Например, фраза «До скорого» может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Всё будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро всё узнаешь».

Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Фразу «Я приду завтра» можно истолковать как обещание, утверждение, объявление, угроза. Косвенные высказывания широко используются в речи, но их смысл становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Речевое событие – это законченное целое со своей формой, структурой, границами. Таковым можно считать урок, собрание, заседание, конференцию, разговор в булочной, в метро и т.д.

Речевое событие составляют два главных компонента: 1) словесная речь – то, что говорится, и то, что её сопровождает (жесты, мимика, движения взгляд и др.); 2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первый компонент, или живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от фр. discours – речь). Дискурс – это речь, «погружённая в жизнь». При производстве дискурса происходит преобразование исходного (базового) состояния языковой системы под влиянием коммуникативного базиса, и система принимает иное (фазовое) состояние. О втором компоненте, о речевой ситуации, уже говорилось выше. Таким образом, речевое событие складывается из суммы дискурса и речевой ситуации.

Речевое взаимодействие – это, с одной стороны, говорение, процесс порождения речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, её декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование на неё (вербально или мимикой, жестами, поведением). Речевое взаимодействие строится на определённых принципах. Принцип последовательности предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции: вопрос предполагает ответ, приветствие – приветствие, просьба – принятие или отклонение и т.д.

Принцип предпочитаемой структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими (согласие или несогласие) ответными репликами. Согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие формулируется пространно, оправдывается доводами и отсрочено паузой, которая служит своего рода индикатором отклоняющих ответов.

Принцип кооперации указывает на готовность партнёров к сотрудничеству. Соблюдению этого принципа способствует применение конкретных постулатов, которые делятся на четыре категории: категория количества связана с объёмом информации, категория качества предполагает истинность высказывания, категория отношения связана с релевантностью (со смысловым соответствием между информационным запросом и полученным сообщением) и категория способа связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.

Принцип вежливости представляет собой совокупность ряда правил: правило такта, правило великодушия, правило одобрения, правило скромности, правило согласия, правило симпатии. Американский философ П. Грайс называет эти правила максимами, или коммуникативными обязательствами говорящего по отношению к адресату, которые не ограничиваются названными выше. П. Грайс считает, что успешное сотрудничество говорящего и слушающего обеспечивается соблюдением целого ряда максим, например, максимы качества (говори правду), максимы количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для понимания), максимы отношения (не отклоняйся от темы), максимы манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо).

Названные принципы (максимы) составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение сторон в ходе коммуникативного акта. Применение указанных принципов позволяет более успешно организовать речевое взаимодействие, повысить его эффективность, гармонию взаимоотношений говорящего и слушающего, под которой во все времена понимали риторический идеал, или сократический идеал.