Ранние формы религиозных верований. Происхождение религии, и ее ранние формы Самой ранней формой религии является

  • Дата: 05.12.2023

В сегодняшнем мире достижения научно-технического прогресса удивительным образом сочетаются с различными вероучениями, составляющими несколько самостоятельных направлений. Кроме четырех основных мировых религий - христианства, ислама, буддизма и иудаизма, - среди населения планеты имеется бесчисленное количество последователей иных вероучений. В этой статье мы постараемся выяснить, какие ранние формы религии послужили основой для формирования современной духовной культуры.

Религия как особая форма осознания мира

Прежде чем начать разговор о том, как называется ранняя форма религии, остановимся на значении этого термина, так или иначе относящегося к жизни всех народов мира. Слово «религия» происходит от латинского глагола religare, что в переводе означает «соединять», «связывать». В данном случае подразумевается установление связи человека с некими высшими силами, руководящими его жизнью.

Современные историки с полной уверенностью утверждают, что на протяжении всей истории человечества не было ни одного народа, не знавшего религии. Она всегда являлась особой формой осознания мира, в основе которой лежала вера в сверхъестественные силы. При этом последователи каждой религии устанавливали для себя определенный тип поведения, культовых действий и моральных норм. Их организованное поклонение высшим силам приводило к созданию религиозных общин и церквей.

Происхождение религиозных воззрений

О происхождении ранних форм религии и путях их дальнейшего развития в научном мире высказывалось много суждений, причем авторы выдвигаемых гипотез порой занимали диаметрально противоположные позиции. Например, целый ряд исследователей, среди которых можно назвать выдающегося американского философа XIX века У. Джемса, придерживались мнения, что религиозные воззрения являются врожденным явлением и основаны на действии сверхъестественных сил.

В то же время его коллега из Германии Л. Фейербах еще за полвека до этого утверждал, что мир богов создан самими людьми и является отражением их реального бытия. Австрийский психоаналитик З. Фрейд видел в религии массовый невроз, порожденный некими бессознательными влечениями. И наконец, сторонники марксистской философии заявляли, что в основе любой веры лежит неспособность найти рациональное объяснение природным явлениям и попытка усмотреть в них действие сверхъестественных сил.

Тотемизм - ранняя форма религии

О том, как зарождались среди людей мистические представления, у исследователей нет единого мнения. Однако согласно данным, полученным в ходе археологических раскопок, ранние формы религии и возникновение понятий, связанных со сверхъестественными силами, принято относить к 10 тысячелетию до н. э. Верования людей той давней эпохи с определенной долей условности можно разделить на несколько форм, одной из которых (по видимому, начальной) является тотемизм.

Термин, обозначающий это религиозное направление, на языке алгонкинов - представителей одного из индейских племен - означает «его род», то есть указывает на определенное родство, в данном случае с различными формами животных и растений, а также некоторыми мифическими существами, являющимися объектами поклонения и называемыми «тотемом».

Многообразие форм тотемизма

Тотемизм, зародившийся много тысячелетий назад, отчасти сохранился и до наших дней среди представителей отдельных племен Центральной Африки, Австралии и Южной Америки. Его последователи наделяют не только конкретные материальные объекты, но даже природные явления, такие как ветер, дождь, солнце, воду, гром и т. д.

Однако чаще всего объектами поклонения становятся представители животного или растительного мира, а также отдельные их части, например желудок поросенка, голова черепахи или корни маиса. В многочисленных общинах нередко можно наблюдать поклонение самым различным объектам. Например, в состав североамериканского племени оджибва входят 23 самостоятельных рода, и у каждого из них свой тотем. Если одни совершают жертвоприношения медведю, то другие склоняются перед норой тушканчика или пляшут с бубном при первых лучах утренней зари.

Одушевление окружающего мира

С тотемизмом весьма сходна еще одна ранняя форма религии - анимизм, являющаяся, по сути, одной из его разновидностей. Название этого направления происходит от латинского слова animus, что означает «дух» или «душа». Последователи анимизма, история которого также восходит к 10 тысячелетию до н. э., наделяли живой душой все окружавшие их объекты и даже явления природы. Термин «анимизм» был введен в употребление английским культурологом Эдвардом Тафларом, который в начале XX века провозгласил веру в духов, отделимых от тела, началом возникновения религии в современном значении этого слова.

Известно, что для большинства древних религий (и анимизма в том числе) свойственен так называемый антропоморфизм - тенденция приписывать объектам и явлениям окружающего мира человеческие черты и свойства. В соответствии с этим все они персонифицировались (представлялись в образе действующих лиц) и наделялись собственной волей, а также способностью к ее реализации. Важная особенность анимизма заключалась в том, что духи не противопоставлялись тем предметам и явлениям, в которых они заключались, а являлись с ними единым целым. Считалось, что душа предмета погибает вместе с уничтожением ее вместилища.

Где таится человеческая душа?

Эта ранняя форма религии положила начало представлению о человеческой душе, прошедшему затем длительный путь развития и ставшему основой большинства современных вероучений. Однако для наших дальних предков она еще не была бессмертной и воплощалась в естественных процессах жизнедеятельности организма, таких, например, как дыхание.

Местом пребывания человеческой души считались различные органы тела, но чаще всего это были голова и сердце. Лишь значительно позднее на смену телесной душе, погибающей вместе с ее хозяином, пришло понятие о некой бессмертной субстанции, способной после смерти человека либо переселяться к новому владельцу (совершать реинкарнацию), либо отправляться в загробный мир.

Поклонение неодушевленным предметам

Продолжая разговор о зарождении среди людей мистических представлений, нельзя не вспомнить и еще одну раннюю форму религии - фетишизм. Под этим термином, пришедшим к нам из французского языка, принято понимать поклонение неодушевленным предметам - «фетишам», наделяемым сверхъестественными свойствами. Оно отчасти сохранилось до наших дней, реализовавшись в виде почитания мощей святых, икон и разного рода реликвий.

Эта ранняя форма религии, связанная с поклонением предметам, имеет много общего с рассмотренными выше тотемизмом и анимизмом, поскольку во всех трех случаях судьба людей ставится в зависимость от воли неких сил, заключенных в самых разнообразных объектах. В европейскую науку понятие фетишизма было введено в середине XVIII века голландским исследователем В. Босманом, хотя первые упоминания о представителях этого религиозного направления появились тремя столетиями ранее и принадлежат португальским морякам, посетившим берега Западной Африки.

Появление амулетов

Известно, что вначале фетишем мог стать любой предмет, каким-то образом поразивший воображение человека: кусок дерева, камень причудливой формы или морская раковина. Эта же роль отводилась подчас и отдельным частям тел животных, например клыкам, когтям, ребрам и т. д. Лишь несколько позже к этим естественным природным «святыням» присоединились рукотворные предметы поклонения, выполненные из камня, кости, дерева и прочих поддающихся обработке материалов. Так появились всевозможные амулеты и обереги.

Уровень чудодейственной силы, заключенной в том или ином фетише, определялся практическим путем. Например, если в какой-то день охотнику сопутствовала удача, то волчьим зубам, висевшим у него на шее, приписывались магические свойства. Если же по истечении некоторого времени он возвращался домой с пустыми руками, то это означало, что его амулет потерял силу и следовало обзаводиться новым.

Души предков, заключенные в идолах

Важным толчком к дальнейшему развитию ранней формы религии - фетишизма - стало распространение в первобытном обществе культа предков. На этом этапе истории человечества в религиозную жизнь многих народов мира вошли ритуалы, включавшие в себя поклонение умершим родственникам. Широкое распространение получили различные идолы - примитивные человеческие фигурки из глины, камня или дерева, в каждой из которых, по представлению первобытных людей, заключалась душа кого-то из членов их рода.

Принято считать, что ранние формы религии - тотемизм, анимизм и фетишизм - являются тем фундаментом, на котором впоследствии строились все современные вероучения и мировая духовная культура в целом. По мнению большинства исследователей, именно фетишизация природы дала на определенном этапе толчок философской мысли и привела к развитию искусства.

Посредник между богами и людьми

Кроме ранних форм религии, кратко описанных выше, следует упомянуть еще одно направление, ставшее результатом их дальнейшего развития и сохранившееся до наших дней, претерпев лишь незначительные изменения. возникший, по мнению ученых, на рубеже 6 и 5 тысячелетий до н. э., в период развития первобытно-общинного строя.

Основная концепция шаманизма состоит в том, что между людьми и потусторонними силами, руководящими судьбой мира, должны быть посредники, способные направить сверхъестественную энергию в желаемое русло. Любопытно, что кандидатуры на роль этих посредников-шаманов избирались не людьми, а самими духами, которым, естественно, было видней, кто из членов племени достоин столь высокой чести.

Считалось, что избранник - очередной шаман, занявший место своего умершего или чрезмерно одряхлевшего предшественника - становился как бы «заново сотворенным» и наделялся при этом чудодейственной силой, помогавшей ему в дальнейшем общаться непосредственно с обитателями иного мира и склонять их к помощи своим соплеменникам. С этой целью он регулярно совершал определенные ритуальные действия. С самими духами у него были, между тем, весьма сложные отношения, поскольку принудить их выполнению желаемых действий он не мог, и лишь искал их милости.

Шаманизм является наиболее сохранившейся до наших дней ранней формой религии. Его последователей можно встретить во всех частях света, хотя в каждом отдельном регионе он имеет свои особенности. Например, шаманы Южной Америки (мачи) специализируются главным образом на лечении различных тяжелых заболеваний и ежегодно исцеляют страждущих во время проведения публичных ритуалов.

Боливийские шаманы, называемые «бара», весьма преуспели в предсказании будущего и с поразительной точностью делают прогнозы, даже касающиеся результатов футбольных матчей и президентских выборов.

В Южной Корее шаманство является исключительно прерогативой женщин. Считается, лишь именно они способны найти подход к духам и добиться от них желаемого. Впрочем, право на эту деятельность передается по наследству и является уделом лишь ограниченного числа кореянок.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм -- представление, что все члены рода происходят от определенного животного -- тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связанны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно того захочет, может превратится в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом -- было священно -- его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать, но голову, печень и сердце есть запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и по сей день в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жители Австралии в пору открытий европейцами также верили в родство с каким-либо животным, которое считалось тотемом. Если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной религии была магия или колдовство . Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями.

Постепенно развивалась новая форма религии -- культ природы Суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова -- «анимус» -- дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа. (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи -- украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробную жизни.

4. Функции религии.

Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная , или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии - это рационализация смерти, то есть осознание трагедии смерти как хорошего явления»

Содержание статьи

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии ; систематическую – догматика, апологетика ; практическую – гомилетика , катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии.

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный , Ансельм Кентерберийский , Фома Аквинский , философы Р.Декарт , Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К теистическим религиям относятся иудаизм , христианство , ислам . Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм , христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете : «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.

Классификация религий.

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина

Ранние формы религии - совокупность представлений, верований, ритуалов, культовых действий, сложившихся на ступени первобытного общества. Особенностью первобытного сознания является синкретизм, невыделенность самостоятельных сфер, форм культуры. В единое целое в первобытном обществе соединяются трудовой процесс, мифологическое повествование о нем, соответствующие символы и ритуалы. В сложный комплекс ранних форм религии входит почитание природных сил, анимистические верования, шаманизм, ведовство, культ предков и другие, разделение на которые носит условный характер.

Мифологическое мировидение

В архаичной культуре господствует мифологическое мировидение , в котором преобладают образные, конкретно-чувственные формы восприятия и мышления. Мифологические представления и сюжеты включают огромную совокупность образов, героев, мотивов, ключевыми из которых являются «мировое древо» (или мировая ось - символ мироздания), «мировое яйцо», символизирующее исходное, свернутое состояние бытия, «хаос», неупорядоченное состояние вселенной, «битва», в ходе которой космос защищается от сил хаоса. Основными персонажами мифов можно назвать: демиург (от греч. - «горшечник»), создающий мифические существа (чудовища, великаны), богиня-мать (прародительница), культурный герой, трикстер (плут), первочеловек, предки и др. Миф продолжает жить в последующие эпохи, сохраняя значение одной из универсальных форм культуры . В религиозных учениях развиваются почерпнутые из архаического пласта культуры темы творения, «вечного возвращения», победы над силами зла, «золотого века», «конца света» и др.

Поклонение природе

В архаичной культуре поклонение природе представляет собой сложную систему верований, первичную форму религии. Явления природы понимаются архаичным человеком как силы, вызывающие страх и поклонение. Чаще всего предметом почитания была безличная природная сила. Древнейшими объектами поклонения являлись Небо и Земля. Часто бог Неба рассматривается как Вечный Отец, имеющий власть вмешиваться в события, происходящие в природе и жизни людей, он управляет светилами, сотворяет мир и принимает души умерших.

Анимизм

Важным измерением ранних религиозных традиций является анимизм - вера в существование многочисленных духов-хозяев, помогающих или мешающих в человеческих делах, и соответствующие формы почитания.

Тотемизм

Одной из ранних форм верований является тотемизм - почитание животных-предков. В системе тотемистических представлений человек рассматривается как находящийся в родственной связи и мистических взаимоотношениях с тотемом, в качестве которого обычно выступает животное, растение или священный предмет.

Шаманизм

В мифокосмологических представлениях шаманизма Вселенная включает верхний, средний и нижний миры, объединенные осью - мировым древом. Мир сотворен и управляется Великим Духом. Важным является представление о путешествии шамана в другие миры, совершаемое в трансовом состоянии, которое достигается во время ритмического танца, иногда применяются особые дыхательные приемы или наркотизирующие вещества.

Ведовство

Ведовство - совокупность знаний и действий, основанных на представлении о проникновении в. человеческое сообщество скрытых носителей злого начала, ведьм и ведунов. Представления о ведовстве особенно распространены в Африке. Под колдовством понимается совокупность магических приемов, способов воздействия на других людей и явления природы. Колдовство может быть благотворным, направленным на благо общины (вызывание дождя, обеспечение урожая) или вредоносным.

Культ предков

Понятие «культ предков» включает многообразие верований и практик, связанных с поклонением духам умерших. Поклонение предкам основано на представлении о тесной связи между миром живых и умершими, которые продолжают оказывать влияние на живущих.

Священные цари

По представлениям архаичных людей жизнь природы и всего мира зависит от священного царя или жреца. Священный царь должен соответствовать представлениям о здоровом мужчине, не имеющем физических недостатков или болезней, сильным, рослым и нестарым. Священный царь должен обладать различными навыками, владеть важнейшими видами деятельности, например, быть искусным в военном деле, скотоводстве, охоте, иногда в земледелии и ремеслах. Одной из главных функций священного царя было представительство за свой народ перед божественными предками.

ТЕСТЫ

Задания для СРС

Задания для СРСП

Вопросы контроля теоретических знаний

Семинар.

Тема: Классификация религиозных верований.

Цель занятия: проанализировать различные варианты классификации

План семинарского занятия:

1. Классификация религий как проблема. Сложность научной

классификации религий. Принципы классификации религий.

2. Лингвистическая классификация религий М. Мюллера.

3. Морфологические классификации религий.

4. Философские классификации религий.

5. Географические классификации религий.

6. Феноменологические и социологические классификации религий.

Форма проведения: семинар – конференция.

Студент должен знать: различные варианты типологии религий, их

преимущества и недостатки.

Студент должен уметь: ориентироваться в проблеме классификации

Репродуктивный уровень:

1. Какие виды классификации религий вы знаете?

2. Какой принцип лег в основу классификации религии классика мирового религиоведения М. Мюллера.

3. Дайте определœение понятию ʼʼестественная религияʼʼ.

Репродуктивно-практический уровень:

1.Почему морфологические классификации называются эволюционными?

2. В чем специфика социологической классификации религии?

3. Раскройте динамико-типологический подход к религии П. Тиллиха. Сравните онтологический и нравственный тип веры. Охарактеризуйте подтипы.

Творческий уровень:

1. Проанализируйте всœе виды классификации с точки зрения критериев научности. Какая классификация, на ваш взгляд, является более адекватной?

2. Как вы считаете, возможна ли в принципе адекватная научная классификация религий? Обоснуйте свой ответ.

3. Можете ли вы предложить собственный вариант классификации?

1. Подготовьте описание трех типов религий, согласно М. Мюллеру.

2. Охарактеризуйте классификацию К.П. Тиле. Разъясните встречающиеся в ней понятия.

3. Распределите религии по географическим регионам. Выявите достоинства и недостатка географической типологии.

1.Проанализируйте точку зрения М. Мюллера: ʼʼ …существует самая тесная связь между языком, религией и народностьюʼʼ.

2.Составьте сравнительную таблицу типологии религий.

3. Подготовьте словарь понятий по теме ʼʼТипология религийʼʼ

Напишите аргументированное эссе на тему: ʼʼПроблема типологии

религий в религиоведенииʼʼ

2. Дайте характеристику трем мировым религиям, исходя из типологии

П. Тиллиха.

Уровень репродуктивной деятельности:

Законспектируйте статью классика мирового религиоведения М.

Мюллера ʼʼВведение в науку о религииʼʼ, где отражена его позиция по отношению к религии и проблема типологии религии.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

На базе материала указанного в списке литературы, особенно книги ʼʼРелигиоведение: социология и психология религииʼʼ сделайте обзор всœех имеющихся классификаций, в т.ч. тех, что не были упомянуты в лекции.

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Ознакомившись с концепцией П. Тиллиха, проведите параллели

между классификацией религии и типологией культуры.

2. Проанализируйте Главу IV учебника ʼʼОсновы религиоведенияʼʼ (с.78-

84) и напишите эссе на тему ʼʼРелигиозная культура современного

человекаʼʼ.

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа

Обведите букву правильного ответа:

1. Принцип, который лежит в базе классификации религий М.

А) антропологический

Б) лингвистический

В) структурный

Г) аксиологический

Д) культурно-исторический

2. Философ, согласно концепции которого, историческое развитие религии представляет собой ступени самопознания Абсолютного Духа:

А) Л. Фейербах

Б) П. Флоренский

В) С. Франк

Г) Гегель

Д) Ф. Бэкон

3. Классификация религии, в базе которой лежит обязательное

прогрессивное развитие религии от простых форм к сложным:

А) морфологическая

Б) феноменологическая

В) философская

Г) географическая

Д) социологическая

4. Социологическая классификация Р. Беллаха предполагает следующие критерии классификации:

А) ареал распространения

Б) классификация языков

В) последовательные прогрессивные стадии развития религии

Г) соотношение свободы и зависимости

Д) система символов, религиозные действия, религиозные организации,

социальные последствия

5. П. Тиллих выделяет следующие типы веры:

А) естественные и этические

Б) онтологический и нравственный

В) туранские, семитские, арийские

Г) национальные и мировые

Д) естественные и религии откровения

6. Представители морфологических классификаций религии:

А) К.П. Тиле, Э. Тайлор

Б) Гегель, Л. Фейербах

В) П. Тиллих, К. Ясперс

С) П. Флоренский, Н. Бердяев

Д) Р. Беллах, М. Вебер

7. Ислам П. Тиллих отнес к следующему типу веры:

А) теантропический

Б) нравственный

В) онтологический

С) полидемонический

Д) национальный

Открытые задания со свободно конструируемым ответом

Дополните:

1. М. Мюллер отмечает: ʼʼКто знает одну религию, …ʼʼ

2. М. Мюллер выделяет три центра религии - …

3. Соотношение свободы и рабства лежит в базе … классификации

4. В классификации Гегеля отсутствует такая религия как …

Цель лекции: рассмотреть ранние формы религиозных верований, магических представлений, продолжающих свое существование до сих пор.
Размещено на реф.рф

План лекции:

1. Тотемизм как ранняя форма религиозных представлений. Тотем и табу.

Концепция З. Фрейда.

Анимистические верования: особенность и современность. Э. Тейлор об анимизме.

Магия и религия.

Фетишизм.

Основные понятия: тотемизм, табу, анимизм, аниматизм, мана, фетишизм.

Сегодня общепринятым мнением среди религиоведов является утверждение, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, религиозные представления появляются с формированием человека современного типа (Homo sapiens). С.А. Токарев указывает на то, что даже неандертальские погребения представляют из себяодин из источников возникновения религиозных представлений. Первобытный сапиентный человек уже имел определœенные представления о загробной жизни и хоронил своих близких с определœенными церемониями вместе с предметами обихода, утварью, необходимыми в ʼʼинойʼʼ жизни. То есть имелись религиозные представления о том, что умерший продолжает жить в загробном мире. В эпоху верхнего палеолита сложились представления о существовании мира умерших и духов, причем считалось, что покойники могут влиять на мир живых.

Большинство наскальных рисунков пещерной живописи представляют сцены охоты, изображения животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование связи между людьми и животными. Отсюда берет начало одна из форм ранних религиозных представлений – тотемизм. Тотемизм - ϶ᴛᴏ система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всœего каким-либо животным или растением. Основные черты тотемизма очень точно описал З.Фрейд в своем произведении ʼʼТотем и табуʼʼ на примере туземцев Австралии. Тотем, во-первых, является праотцом всœей семьи, кроме того, ангелом-хранителœем и помощником, предрекающим будущее и милующим своих детей. Лица одного тотема связаны священным обязательством не убивать своего тотема и воздерживаться от употребления его мяса. Время от времени устраиваются праздники, на которых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или подражают движениям своего тотема. Тотем передается по наследству по материнской или отцовской линии. Тотем не связан ни с областью и местоположением. Лица одного тотема живут раздельно и мирно уживаются с приверженцами других тотемов. Выбор тотемов связан с физико-географическим характером местности. К примеру, у племен Австралии в качестве тотемов выступают встречающиеся здесь часто кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, летучая мышь. Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним.

В рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Значение табу разветвляется в двух противоположных направлениях: святой, освященный и жуткий, опасный, запретный, нечистый. Табу называют древним неписаным законодательным кодексом человечества. Источником табу считают особенную силу – Mana, имеющуюся в людях и духах, которая должна быть перенесена при помощи неодушевленных предметов. Цели табу разнообразны: А) охрана важных лиц: вождей, священников; б) защита слабых – женщин, детей и обыкновенных людей против магической силы вождей и священников; с) защита от опасностей, связанных с прикосновением к трупам; д) охрана важных жизненных актов: родов, посвящение взрослого мужчины, брака, сексуальной деятельности; е) защита человеческих существ от гнева демонов и богов; ж) охрана нерожденных детей и младенцев. Табу также служит защите собственности какого-либо человека. Самые старые и важные запреты табу составляют два базовых закона тотемизма. Один – запрет убивать животное-тотем; второе – запрет полового сношения с товарищем по тотему, следовательно, невозможность вступления в брак с членом тотемной группы. Это составляет начало экзогамии. Фрейд связывает тотемизм с боязнью инцеста. К примеру, психоаналитик приводит обычаи, которые можно назвать ʼʼизбеганиемʼʼ. Мальчикам запрещается с определœенного возраста общение с матерью и сестрами. Девушка должна избегать общения с отцом.

Для первобытного человека также был характерен анимизм, который до сих пор остается действенным мироощущением людей. Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающий им разум, сверхъестественное могущество. Среди этнографов и религиоведов существует мнение, что анимизму предшествовала стадия аниматизма – вера во всœеобщую одушевленность природы. Люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи. Соответственно, всœе перечисленное могло чувствовать и действовать, приносить вред или пользу. З. Фрейд пишет: ʼʼВсеобщей тенденцией человеческого рода является стремление понимать всякое существо как себе подобное и переносить на каждый объект такие качества, с которыми он сам хорошо знаком и что он знает лучше всœегоʼʼ. Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тайлором в работе ʼʼПервобытная культураʼʼ. Анимистические верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, переживание транса и галлюцинаций. В результате в качестве объяснения этих непонятных процессов вырабатывается понятие о душе, находящейся в телœе человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселœении душ, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник из стремления к одухотворению окружающей действительности. Как уже говорилось, древний человек рассматривал всœе предметы объективного мира как подобные себе. Отсюда возникает вера в существование духов природы. Постепенно в ходе сложной эволюции анимистические верования трансформировались в политеизм и монотеизм. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анимизм является ярким выражением представления о существовании рядом с реальным земным миром потустороннего мира, мира, где обитают духи и души.

Люди стремились привести эти два мира в соответствие, средством выступала магия. Дж. Фрезер в своей книге ʼʼЗолотая ветвьʼʼ дает следующее определœение магии: ʼʼМагия является искаженной системой природных законов и ложным руководящим принципом поведенияʼʼ. Магия представляет собой определœенную систему наблюдений и действий, основанную на убеждении в возможность заставить управляющие миром, предметами и самим человеком силы действовать согласно воле и желаниям самого человека. Б. Малиновский считает, что магия существовала изначально у всœех народов и передается из поколения в поколение. Сколько существует человек, столько будет существовать магические обряды, так как магия человечна по своей направленности, магические действия относятся к практической деятельности и состояниям человека. Человек обращается к магии в тупиковых ситуациях, когда обычными средствами помочь нельзя: охотник упустил добычу или просто тяжелая жизненная ситуация. Магия основана на теории манны – некая абстрактная сила, отличительная способность, присущая какому-либо человеку. Маги, как правило, являются обладателями маны в первобытном обществе. Вокруг каждого мага ореол рассказов о чудесной силе его проклятий и т.д. Магия предполагает определœенную строгую технику: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя. Дж. Фрезер называет магию псевдонаукой. Но, наука основана на строгом систематическом наблюдении за природой. Магия базируется на опыте особых эмоциональных состояний, раскрывается в игре чувств, охватывающих человека. Знание в науке рационально, в магии часто эмоционально, строится на ассоциативных связях. Магию и религию роднит то, что они опираются на мифологическую традицию, на чудесное ожидание, окружены системой обрядов и табу. Магия – практическое искусство для выполнения действий, каждое из которых является средством для достижения практической цели. Религия – система действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель. У магии строгая техника исполнения. Религия не имеет такой строгой техники, она не сводится к системе формальных действий, к идейному содержанию. Верования магии крайне просты: вера во власть человека достичь желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. В религии наблюдается сложность и многообразие сверхъестественного мира, догматика. Религиозная мифология более сложна и разнообразна, сосредоточена вокруг догматических положений. Магическая мифология проста: рассказы о сверхобычных достижениях. Магия – дело специалистов – колдунов. В религиозных ритуалах участвуют всœе.

Дж. Фрезер дает подробный анализ магии, ее принципов. Исследователь делит магию на гомеопатическую и контагиозную. Гомеопатическая или имитативная основана на том, что любое желаемое действие можно произвести путем простого подражания. Контагиозная магия предполагает что, всœе действия, проделываемые с предметом, оказывают воздействие на личность, которая была с этим предметом в соприкосновении. На практике два вида магии сочетаются. По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д. Дж. Фрезер обращает внимание на феномен мага. Магами были, как правило, люди неординарные, честолюбивые, способные. В перспективе именно они становились вождями племени. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, магия помимо социальных функций является источником политической власти. Фрезер пишет, что в результате демократия сменилась монархией, точнее олигархией старейшин. Это важный этап выхода человечества из стадии дикости.

Распространение магии привело к тому, что конкретные явления и предметы начали восприниматься в качестве носителœей магической силы. Так возник фетишизм – почитание различных предметов, которые должны приносить удачу или отводить опасность. Фетишизм проявился в создании амулетов, талисманов и идолов, предметов из дерева, глины, других материалов. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, окраски или размера, кусок дерева, части тела животного (клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки). У многих народов встречаются фетиши-черепа и кости умерших родственников. В случае если фетиш не выполнял своей функции, его заменяли другим. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта͵ к примеру, камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита͵ тигра, медведя, птицы). Помимо личных фетишей существовали и общие для всœего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо гора или дерево. Особая группа фетишей связана с распространенным у многих народов культом предков. Их изображения становятся предметом поклонения. Иногда это идолы – человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины. К примеру, алэлы енисейских кельтов. Алэл - ϶ᴛᴏ деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусинок, одетая в традиционную одежду. Обычно они изображают старух, которые призваны помогать семье во всœех ее делах. Человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае семье грозит гибель. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов, обладающий свойством отвращать несчастья и приносить удачу. Также, до наших дней сохранились талисманы, которым приписывались свойства отвращать беды, талисман прятали от посторонних глаз.

В первобытной культуре был распространен культ животных – зоолатрия. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам. Культ животных проявляется в запрете убивать определœенных зверей, поедать из мясо или, наоборот в ритуальном заклании и поедании зверя. У народов есть предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей с животными. Культ растений – филолатрия также получил широкое распространение. В растениях заключены семена жизни. К примеру, в скандинавских легендах ясень хранит всœе живое, включая человека. Фольклор многих народов содержит свидетельства о том, что злаковые культуры наделœены душой. К примеру, образ Матери Хлеба, Матери Зерна. Причинœение вреда священным растениям есть святотатство. У многих народов распространено представление, что в камнях пребывает магическая сила. Камни могут вызывать дождь или способствовали увеличению урожая.

Одним из анимистических культов, сохранившихся до наших дней, является культ предков (почитание душ умерших родственников). Духи предков почитаются, им приносятся жертвоприношения, верят в их постоянное покровительство. Культ предков прежде всœего отражается в погребальных обрядах, которые у каждого народа имеют свои особенности (зарывание в землю, кремации, воздушное погребение, эндоканибализм, ношение трупа с собой). В мифологии многих народов находим сюжеты, связанные с представлениями о смерти, о взаимоотношении мира умерших и мира живых. Очень важным является тщательное соблюдение похоронного обряда. Иначе, душа не сможет соедиться с душами умерших в потустороннем мире и не будет покровительствовать родственникам. У народов умершие делятся на две категории. ʼʼЧистыеʼʼ покойники, умершие естественной смертью. ʼʼНечистыеʼʼ покойники – те, кто погиб неестественной смертью: самоубийцы, утопленники, умершие от пьянства и колдуны. ʼʼНечистыхʼʼ покойников боялись и старались обезвредить. Почитание родителœей - ϶ᴛᴏ настоящий семейный, а раньше родовой культ предков, сохранившийся до сих пор.

Выводы:

Итак, к ранним формам религиозных представлений относятся тотемизм, фетишизм, анимизм, зоолатрия, филолатрия, магические представления. Ранние формы религии возникли вместе с появлением современного человека (homo sapiens). В них уже содержатся всœе те идеи, которые в дальнейшем были развиты в мировых религиях. Характерной чертой ранних форм религии является вера в одушевленность природы (живой и неживой), отсюда вера в родство групп людей с определœенным животным или растением, наделœение душой и сверхъестественными свойствами различных предметов. Многие из этих ранних религиозных представлений жизнеспособны в современную эпоху, более того обладают властью над сознанием людей современного общества.

Запомните определœения ранних форм религий, их сходство и отличие друг от друга. В дальнейшее с целью более углубленного изучения темы обратитесь к названным в тексте авторам, которые являются признанными специалистами по ранним формам религиозных верований. Внимательно остановитесь на концепции З. Фрейда, отраженной в книге ʼʼТотем и табуʼʼ.

Литература:

1. Основы религиоведения./Под ред. И.Н. Яблокова/. М., 2002

2. Классики мирового религиоведения. М., 1996

3. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989

4. Фрезер Дж. Золотая ветвь.М., 1987

5. Поликарпов В.С. История религий. М., 1997

6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986