Подмосковный священник, убивший жену, оказался родом с украины. Священник, задержанный за убийство жены, был отстранен от службы в храме из-за домогательств

  • Дата: 19.03.2024

Настоятель Троицкой церкви села Прямухино Кувшиновского района Тверской области священник Андрей Николаев, а также его беременная жена и трое малолетних детей погибли в ночь на 2 декабря в результате пожара, произошедшего в их доме в деревне Далекуши, что находится недалеко от Прямухино.

Прокуратура Тверской области 4 декабря по факту гибели священника и его семьи возбудила уголовное дело по пункту "е", ч. 2, ст. 105 УК РФ (убийство, совершённое общественно опасным способом).

Сразу отметим, что и сообщения СМИ, и заявления различных официальных лиц о причинах пожара и обстоятельствах гибели семьи Николаевых, зачастую противоречат друг другу.

«Коммерсантъ» (05.12.2006) пишет: «Поводом для возбуждения уголовного дела по статье "Убийство", как стало известно «Ъ», явились следующие обстоятельства. Во-первых, входная дверь дома была подперта снаружи стальной трубой, а так как на окнах были установлены решетки, шансов на спасение у находившихся в нем людей не было. Во-вторых, возле горевшего дома, по словам местных жителей, сильно пахло бензином, что может свидетельствовать о том, что горючее использовали для поджога.

По словам тверского писателя Владимира Сысоева, дом священника поджигали четыре раза. - После первого поджога, совершённого почти два года назад в соседней деревне Лопатино, дом священника Андрея сгорел полностью,- вспоминает господин Сысоев.- Это, несомненно, сделал кто-то из местных жителей: в шесть утра Николаев выехал в Троице-Сергиеву лавру, а в 6.45 получил на мобильный телефон сообщение, что горит его дом. Кто-то знал, что он уезжает... Весной этого года у него сгорела баня. В результате еще одного поджога сгорело хозяйственное строение, в котором хранился церковный инвентарь. Еще несколько месяцев назад отец Андрей просил помощи и защиты от воров, каждую ночь с ружьем в руках выходил на охрану храма. "Я не смогу выстрелить в человека, выстрелю в воздух, но вор будет стрелять в меня",- говорил он.

Писатель Сысоев считает, что дом священника могли поджечь жители Прямухина, в прошлом центральной усадьбы колхоза имени Ленина, "которые пьют так, как пить нельзя". Следствие также подозревает церковных воров и даже сатанистов. В одном из своих последних интервью отец Андрей говорил: "Меня выживают из Прямухина, но я дал слово архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору, что не уеду и буду служить"».

«Труд» (05.12.2006). В статье «Сожгли из-за водки?» сообщается: «Известно, что незадолго до гибели священник просил защиты у правоохранительных органов. Более того, срочно засобирался уехать из села.

Сгорели или были сожжены? - вот главный вопрос, которым ныне задаются практически все. Слишком уж подозрительны обстоятельства самой трагедии и происходившее до этого в селе. По некоторым данным, дверь из охваченного огнем дома была подперта с улицы. Очевидцы утверждают, что видели в пламени человека за окнами, который не мог выбраться наружу. Обугленные тела одетых детей найдены в сенях у самой входной двери, которая так и осталась для них закрытой».

Замначальника Управления государственной противопожарной службы по Тверской области Александр Семяничев отрицает версию о том, что дом священника был заперт снаружи. В интервью «Известиям» (05.12.06) он заявил: «Пока о злодеянии и преднамеренном умысле говорить рано. Прошли слухи, что дверь Николаевых подперли трубой. Это вымыслы. Я был на месте происшествия. Никакой трубы там не было».

О предыдущих поджогах «Известия» пишут следующее: «Семья священника Андрея в мае 2005 года стала погорельцами. Во вторник стало известно, что до того пожара неизвестные несколько раз поджигали и церковь в селе Прямухино, где служил отец Андрей. По факту поджога и кражи церковной утвари был задержан и осужден местный житель. - Но он явно был не один, - рассказали "Известиям" в селе. - В милиции сказал, что прочёл в московской газете объявление, что магазин покупает антиквариат, вот он и забрался в церковь. Там было много всего старинного. Словом, его как бы чёрт попутал. Но он явно крал по чей-то наводке. Причём не из местных, а приезжих.

После этого, как уже упоминалось, сгорел дом Николаевых. Отец Андрей обратился в РОВД Кувшинова, но там ему отказали в возбуждении уголовного дела, заявив, что дом его сгорел от замыкания электропроводки. - Но это полная ерунда! - говорит «Известиям» одна из жительниц Кувшинова. - Все знают, что дом батюшки подожгли. У нас здесь пожары от поджогов чуть ли не каждую неделю. Здесь ведь так: если не сговорчив, сразу жгут. Вообще, город страшный. На улицах ни души, ни одного фонаря. Не только подростки, но и взрослые не высовываются на улицу без надобности».

«Православие и мир» (04.12.2006): «Несколько месяцев назад священник просил помощи и защиты - как сообщали СМИ, местные жители спиваются, а отец Андрей не давал им разворовывать церковь, чтобы приобретать спиртное. Односельчане и священники Тверской епархии придерживаются мнения, что эта смерть не была случайной - отцу Андрею и его приходу угрожали, а его дом уже поджигали».

Как сообщает «РИА Новости» (05.12.2006) «Тела жены и детей священника Андрея Николаева, погибших во время пожара в собственном доме в Тверской области в ночь на субботу, были найдены в неестественных позах, свидетельствующих о насильственной смерти. Об этом во вторник «РИА Новости» сообщил представитель МЧС, работающий в интересах следствия на месте трагедии.

"Положение тел погибших свидетельствует не в пользу версии о несчастном случае. Тело священника было найдено в одном углу дома, а тела жены и детей - были свалены грудой в другой части дома", - сказал представитель МЧС.

Вместе с тем, он подчеркнул, что следствие, проводимое прокуратурой, отрабатывает все версии, не исключая ни одной из них. "Пока не завершится экспертиза материалов, взятых с места пожара, ничего определенного сказать будет нельзя. Поэтому пока мы не отвергаем ни одной из версий: ни убийства, ни самоубийства, ни несчастного случая", - отметил собеседник агентства».

В свою очередь, один из заместителей областного прокурора, начальник следственного управления прокуратуры Тверской области Михаил Соколов «категорически опроверг предположения о том, что погибшие скончались насильственной смертью» и заявил, что «священник Андрей Николаев и его семья умерли от отравления углекислым газом» («Росбалт», 05.12.2006).

Михаил Соколов также полагает, что сейчас рано говорить о том «был ли совершён поджог, или это замыкание электропроводки». Он уточнил, что для расследования уголовного дела в область приехали криминалисты из Генпрокуратуры, которые в настоящее время работают на месте происшествия. «Назначено множество экспертиз, которые определят причину пожара», - отметил Соколов («РИА Новости», 05.12.2006).

А телеканал «ТВЦ» (05.12.2006), фактически в пику заявлениям Соколова, сообщает: «В прокуратуре Тверской области отвергают версию неосторожного обращения с огнём и не сомневаются, что причиной смерти семьи священника стал поджог».

В этом же сюжете телеканала «ТВЦ» приводится интервью первого заместителя прокурора Тверской области Александра Семёнова, который заявил: «На сегодняшний день известно, что в доме жили благочестивые люди, они не злоупотребляли спиртными напитками и не курили. Газовым оборудованием они не пользовались, печь не работала на этот период. В этом помещении производился ремонт электропроводки в прошлом году. Электропроводка была снабжена автоматической защитой».

Как видим, заявление первого зампрокурора области Семёнова, в отличие от заявлений другого прокурорского зама - Соколова, позволяет с большей уверенностью предполагать именно поджог.

По сведениям информагентства «Regnum» (04.12.2006) «На место происшествия выехали самые грамотные криминалисты, проводятся пожаротехнические, технические и прочие экспертизы. Установлено, что середина дома, площадью 8 на 12 метров, уничтожена полностью, из-под обломков (в разных частях дома!) извлечены части тел погибших, которые направили на судмедэкспертизу. Печь в доме на момент возгорания не работала, газом семья не пользовалась, никто не курил, новая электропроводка с автоматической защитой была поставлена в 2005 году, что исключает версию о случайном возгорании в доме, вследствие неисправности электробытовых устройств и отопительных систем».

«Российская газета» (05.12.2006) приводит иные данные: «Версий возгорания дома несколько - от неисправности электропроводки до поджога. В пользу первой говорит тот факт, что на пожарище обнаружены подключённые к сети электронагревательные тэны большой мощности. В пользу второй - предыдущий пожар в доме священника, а также разговоры о якобы имевших место быть угрозах в адрес батюшки со стороны местных жителей. К этой версии в самой деревне относятся скептически».

Стоит отметить, что в ранних сообщениях СМИ, как правило, говорилось, что «согласно основной версии следствия, поджог совершили местные жители, неоднократно покушавшиеся на ограбление храма» («ИТАР-ТАСС» 04.12.2006).

Позднее стали сообщать, что следствие «не исключает и бытовую версию. В настоящее время рассматриваются три версии - умышленное убийство, неосторожное обращение с электроприборами и конфликтные отношения в семье между супругами» («GZT.Ru», 06.12.2006).

«Мы также рассматриваем версию конфликтных отношений в семье между супругами», - о таком сомнительном предположении следствия журналистам поведал начальник УВД по Тверской области, генерал-майор Александр Куликов («РИА-Новости», 06.12.2006). Не исключено, что количество выдвинутых милицией странных версий будет увеличиваться.

«Коммерсантъ» (06.12.2006) отмечает, что «с основной версией о мотивах гибели семьи священника правоохранительные органы еще не определились».

Крупнейший российский коллекционер икон Виктор Бондаренко считает несостоятельной версию о том, что священника и его семью могли убить из-за того, что отец Андрей обладал какими-то особо ценными иконами и отказывался их продать «антикварной мафии». Бондаренко, в частности, отметил: «Пока с иконой не поработает профессиональный реставратор, никто ее ценности определить не может. Тем более какой-то там залётный убийца! А если уже узнал реставратор - знают все! Когда находят нечто особенное, это становится главной новостью в кругах ценителей. Я имя этого священника впервые слышу, значит, ничем особо ценным он не обладал. И в любом случае за иконы семьи не сжигают» («Комсомольская правда», 06.12.2006).

Что касается жителей злосчастного села Прямухино, то они заявляют, что в трагическом событии «замешан криминал, и полностью и категорически отрицают версию того, что поджечь дом священника мог кто-то из односельчан, из местных жителей. Местные жители говорят, что врагов у отца Андрея не было, а, наоборот, его все любили и уважали» (Радио «Маяк», 05.12.2006).

Однако большинство СМИ склонно предполагать, что в поджоге виновен именно кто-то из спившихся жителей Прямухино. Многие комментаторы рассуждают, отчасти справедливо, об одичании и деградации современной российской деревни. Но, как правило, забывают упомянуть о том колоссальном вкладе в деградацию деревни, который внесли российские власти своими «реформами» за последние 15 лет.

Приводим некоторые из комментариев.

«Российская газета» (05.12.2006). Журналист программы "Улица твоей судьбы" Никита Русланов описывает нравы односельчан священника так: «"Многие из жителей вернулись из мест не столь отдалённых. Например, там живет женщина, которая отсидела за то, что зарубила своего сожителя. Но и сожитель был человек непростой: отец Андрей однажды застукал его с топором в кустах неподалеку от собственного дома. Оказалось, что соседи что-то у него украли, и теперь он ждал их, чтобы тоже у них что-нибудь спереть. Кстати, те жулики потом сгорели заживо в собственном доме. Это точно был поджог, потому что их нашли привязанными к стульям".

По словам Русланова, отец Андрей боролся с пьянством в деревне не только словом, но и делом: не пускал пьяных в церковь, давал людям работу при условии, что те не будут пить. Так, одному из местных жителей он поручил возить на машине своих детей в райцентр в музыкальную школу, но однажды водитель пришел пьяным, и отец Андрей уволил его. "Насчет этого человека после первого поджога у отца Андрея даже грешным делом были нехорошие подозрения. Тогда он чудом остался жив, потому что накануне с семьей уехал, но об этом никто не знал. Это его и спасло. В том, что это был поджог, отец Андрей не сомневался: уезжая, он автоматически - дом-то деревянный - отключил все электроприборы и выключил пробки"».

«Труд» (05.12.2006) пишет: «В минувшем октябре отец Андрей выступал по одному из центральных телеканалов («ТВЦ» - А.Т.). Говорил о том, что ему и его семье угрожает опасность. Рассказывал о том, что ему приходится лично охранять храм от воров.

Возможно, для сельского храма воровство - это вполне обычная история. Иконы из церквей воровали и двести лет назад. Но за что же убивать простого сельского священника? Те, кто поджёг дом - а мы будем говорить именно так, потому что, например, запах бензина на это прямо указывает, - люто ненавидели отца Андрея. Даже страшно подумать, что люди дошли до крайней степени жестокости лишь потому, что им не давали спустить на водку церковное имущество».

Как отмечает главный редактор журнала "Религия и право" Анатолий Пчелинцев «Одной из главных косвенных причин страшной трагедии, приведшей к гибели детей, все средства массовой информации назвали общественный конфликт в селе Прямухино между отцом Андреем Николаевым и некоторыми жителями села…

Православный священник пытался организовать и сделать более цивилизованной жизнь самого обыкновенного постсоветского села, в котором разваливается и церковь (даже по прошествии 20 лет после перестройки), и жилые дома, откуда уехали люди, и где остались в основном старушки и те, кому всегда не хватает средств на алкоголь. В сознании последних правильным, дающим им свободу жить в разрухе и пьянстве, осталось только представление о советском атеистическом обществе, да и то искаженное временем, пустое и агрессивное, где нет места достоинству человеческой личности. Эта агрессия сполна излилась на священника Андрея Николаева, здорового русского мужика по виду, который пытался оградить людей от пьянства, от воровства церковного имущества, от иных греховных действий. По существу именно стремление научить ответственности и уважению прав другого человека, обращение к совести было воспринято как покушение на сложившийся уклад жизни» («РИА Новости», 06.12.2006).

Обозреватель «НГ-Религии» (06.12.2006) Станислав Минин пишет: «Священник в городе и священник в деревне - персонажи, вписанные в совершенно разные социальные контексты. Город - это чувство защищённости, тесная связь с епархией, стабильная и высокая зарплата, внимание СМИ. Город - это нередко и общественное реноме, даже шанс мелькнуть на светских раутах. Село - иная, опасная реальность. Священник не встраивается в сельскую жизнь, он её организует подчас буквально с нуля. Он не персонаж пасторали, как это часто представляется в СМИ. Это человек, оставленный один на один с хаосом, люмпенизацией и деградацией - сухим остатком распада системы коллективного хозяйства».

«С 1990 года по данным Московского Патриархата совершено несколько десятков убийств православных священников. Среди принявших мученическую кончину:

Протоиерей Александр Мень . Был убит утром 9 сентября 1990 г. на тропинке к железнодорожной станции "Семхоз". Неизвестный ударил его тяжёлым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Предполагаемый убийца - пьяница и уголовник - якобы просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что священник был одет в гражданское платье.

Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко) был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений МП Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одного из ответвлений РИПЦ под именем Мануила (Платова)). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года. Следствие так и не кончилось судом. То ли дело замяли, то ли у следствия не было достаточных улик.

Настоятель храма Рождества в Путинках игумен о.Серафим (Сергей Шлыков) . 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице был обнаружен его труп. Похищены деньги, радио- и видеоаппаратура.

Три монаха Оптиной пустыни: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт . Убиты 18 апреля 1993 г., на Светлое Воскресение Христово, в Оптиной пустыни. Преступник Николай Аверин оказался дьяволопоклонником, который рассказал следствию, что получил "приказ от дьявола".

Настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района иеромонах Нестор (в миру Савчук Николай Иванович) был зверски убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года в келье настоятельского дома. Иеромонах Нестор был найден лежащим лицом вниз в луже крови, распростёртый у распятия Иисуса Христа без признаков жизни. Тело его было полностью обескровлено. После убийства пропала крупная сумма денег из дипломата иеромонаха Нестора, которая была пожертвована ему в этот день предпринимателями на строительно-ремонтные работы в храме. Следователь прокуратуры А.А. Генералов в месячный срок провел расследование и Юрьевецкий районный суд приговорил местного изувера А. Таламонова к четырем годам лишения свободы. Суд счел, что убийца был не вполне вменяем.

Священник Георгий Зяблицев погиб в 1996 году. Он был убит по возвращении из-за границы в собственной квартире после нескольких часов жестоких истязаний. О. Георгий отвечал за католический сектор и много путешествовал по казенным делам, распоряжался значительными суммами денег.

Священник Анатолий Чистоусов , настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный (с 21.03.1994), до рукоположения - офицер Российской армии. Был убит 14 февраля 1996 года в чеченском плену. Вплоть до похищения чеченами (29.01.1996), не взирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий (находится недалеко от бывшего дворца Дудаева), не прекращал окормления паствы, регулярно совершал богослужения. В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезён бандитами на грозненский железнодорожный вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на ратное дело.

Архимандрит Петр (Посаднев) был убит в доме, расположенном на территории Форосской церкви в Крыму, в три часа ночи 20 августа 1997 года. Ему было нанесено 21 ножевое ранение в область лица, шеи, груди, перерезаны оба локтевых сустава. Сам характер повреждений говорил о том, что священника перед смертью жестоко пытали, пытаясь получить какие-то сведения. По одной из версий - преступники хотели узнать, где находятся ключи от сейфа, в котором могли храниться не только деньги, но и папка с компроматом на неких высокопоставленных граждан. В СМИ муссировалась тема "антирусских" настроений в Крыму и вообще на Украине.

Протоиерей Александр Жарков был убит в 1997 г. в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого он перешел из РПЦ МП в РПЦЗ. Причиной убийства явилась борьба за храм св. Елисаветы и землю, на которой он был построен. Исполнители находились в контакте с некоторыми священнослужителями, желавшими получить храм.

Настоятель Свято-Никольской церкви протоиерей Михаил Сацюк . 12 октября 1998 г. в Бресте на выезде из города в автомобиле был найден его труп. Следствие пришло к выводу, что причиной убийства был экономический мотив, убийца преследовал цель ограбления.

Протоиерей Борис Пономарев . Убийство, совершенное 16 июля 1998 г. в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области, милиция раскрыла довольно быстро. Как оказалось, со священником расправились трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда их приглашал к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались к Пономареву, связали его жену и родственницу, а самого протоирея убили.

Старообрядческий священноинок Димитрий (Расстегаев) зверски убит в январе 1998 г. в Ярославской области. Причиной смерти его стала квартира в Ярославле, которую молодой священник собрался продать, уезжая на новый приход в Белую Криницу. Банда квартирных грабителей, обосновавшаяся на Ярославщине под вывеской риэлтерской фирмы "Партнер", убила священнослужителя, расчленила тело и бросила в подпол избы, в которой началась пьяное застолье. Бандитов поймали только через три года.

Настоятель храма в поселке Тура Красноярского края иеромонах Григорий (Яковлев) , зверски убит 21 марта 2001 года в Эвенкии: в Туре, в церкви Святой Троицы. Отсечённую голову священника преступник отнес в алтарь и бросил ее на престол. Подозреваемый, личность которого, по данным следствия, до сих пор не установлена, заявил, что он якобы кришнаит и совершил это преступление по "приказу Кришны".

Настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери Московского патриархата 85-летний священник Илья Ефимов был убит в Татарстане 14 октября 2002 г. Его тело было найдено утром в палисаднике собственного дома. Преступник ударил священнослужителя тяжелым предметом в висок. Травма оказалась смертельной. Причина убийства та же - ограбление.

Священнослужители Украинской православной церкви Киевского Патриархата были зверски убиты в Киеве. Их тела с ножевыми ранениями были обнаружены 10 декабря 2003 г.

Священник отец Герман убит 26 июля 2005 года в Чеховском районе Подмосковья. Его тело было обнаружено в келье монастыря Давыдова пустынь в поселке Новый Быт. У священника были связаны руки. Кроме того, у него были обнаружены черепно-мозговые травмы. Вещи в келье были разбросаны, а сейф, находившийся там же, был вскрыт.

В селе Прямухино Тверской области при пожаре погибли в собственном доме православный священник отец Андрей Николаев , трое его детей и жена Ксения. Отец Андрей Николаев сгорел с семьей в ночь с 1 на 2 декабря 2006 года. Дом был облит бензином и подожжён. Несколько месяцев назад священник обращался в милицию и просил помощи и защиты. Отец Андрей Николаев каждую ночь с ружьем в руках охранял церковь от местных воров. Местные жители разворовывали церковь, чтобы купить спиртное. Недавно дом священника уже был сожжён».

Отец убитой мужем-священником Анны Горовой нашёл в себе силы рассказать сайт шокирующие подробности брака дочери. В семье Горовых по-настоящему верующим был только один человек - Анна. Именно за это 30-летняя женщина и поплатилась.

Брак по расчёту

В 2008 году юная Аня Соколова вышла замуж за Дениса Горового. Девушка без ума влюбилась в красавца, начинающего служение в Церкви. Денис приехал в Москву из Донбасса, а вскоре после свадьбы - в 2009 году - он окончил Николо-Угрешскую духовную семинарию.

Когда мужчина выбирает для себя путь служения Церкви, он должен определиться, кем он хочет стать - монахом или священником. Но для того, чтобы не уходить от мира, ему нужна жена. Именно поэтому Денис решил связать себя узами брака с Аней, которую совершенно не любил. А вскоре, уже в 2009 году, он получил сан иерея и приход.

Проблемы в молодой семье начались уже через месяц после свадьбы, вспоминает отец убитой. Денис, точнее, отец Дионисий, начал закатывать жене скандалы, придирался к девушке по любому поводу. Не имея собственного жилья, супруги ютились в квартире с родителями Анны. Поэтому они неоднократно становились свидетелями скандалов.

Священник делал всё, чтобы испортить Ане жизнь. Девушка была школьной учительницей, после работы приносила домой тетради на проверку. Отец Дионисий запретил ей работать дома. А когда она решила проверять тетради после уроков в школе, муж стал закатывать ей скандалы по поводу позднего возвращения домой.

Как-то раз Горовой купил жене пальто. Она случайно его испачкала. В отместку мужчина разбил её телефон и заявил, что это тоже случайность. В какой-то момент отец Анны не выдержал и выгнал священника из дома. Родители уговаривали женщину подать на развод, но она робко отвечала, что они с Денисом венчаны, живут по Писанию, а значит, не будут разводиться.

Истязания

Отец Дионисий любил дорогие автомобили, рестораны, но не жену и двоих маленьких сыновей. Отец священнослужителя купил семейству квартиру в Лыткарино, а папа Анны сделал в ней ремонт. После переезда жизнь женщины стала совсем невыносимой.

ok.ru

Однажды родители увидели, что она ходит с синяком. В том, что её избил супруг, Аня не созналась, но это было очевидно. Отец захотел заступиться за дочь, разобраться с обидчиком. Но она его отговорила, пообещала, что этого больше не повторится. Бедняжка всё ещё любила мужа.

«Когда я сказал, что поговорю с ним, она отговорила, сказала, что этого больше не повторится. Любила его. И боялась, как огня. У него веры никогда не было. Надел рясу - священник, снял - уже нет. Я и Люба (мать погибшей.. Но у неё вера настоящая, она отказывалась», - сокрушается отец убитой.

Убийство

Избавиться от нелюбимой жены Денис мечтал давно. Но сам на развод не подавал - не хотел потерять работу. А если бы заявление на расторжение брака подала Анна, он смог бы остаться священником. Но женщина безропотно переносила все издевательства и терпела.

В декабре 2017 года у Дениса неожиданно отняли приход и перевели на работу в Николо-Угрешский монастырь. В семье думали, что отец Дионисий не удержался и своровал деньги из церковной кассы. Увы, как выяснилось теперь, его прогнали из-за домогательств к прихожанкам.

Незадолго до смерти Анна с детьми гостила на даче у родителей. В роковой вечер понедельника её неожиданно забрал муж, заявив, что решил подать на развод. А женщину он увёз якобы для того, чтобы она собрала свои вещи и съехала.

сайт

Ближе к ночи она созвонилась с родителями, сообщила, что они с Денисом решили покататься на машине на севере Москвы. Её мама разозлилась, что некому укладывать детей. Аня пообещала, что скоро вернётся. И пропала. На звонки с этого момента отвечал только отец Дионисий.

Он заявил, что Аня не может говорить и перезвонит позже. Потом он сообщил, что высадил жену на остановке вместе с вещами в Лыткарино. Но в какой-то момент привёз сумку женщины к матери. Заподозрив неладное, к утру родители обратились в полицию.

Сотрудники правоохранительных органов задержали священника. «Сначала он (Денис) сказал, что она живая. Следователи говорили, что есть надежда, чтобы мы её ждали. А потом нам позвонили и сообщили, что это конец. Он признался», - сказал отец Ани.

Изуродованные жизни

«Он убил ту, которая ему против слова не могла сказать, она ему даже позвонить боялась, вдруг, не вовремя, ругаться будет. За что же это так? Она почти двое суток убитая в лесу пролежала. Следователь говорит, нам этого никогда не понять», - заключил убитый горем отец.

Отец Дионисий, желая сохранить работу и избавиться от жены, решился на отчаянный поступок. . В итоге мужчина погубил молодую женщину, лишился всего, а что самое страшное - изуродовал жизни родных сыновей. Два мальчика шести и полутора лет остались сиротами.

22 года назад - 9 сентября 1990 года был убит Александр Мень. 11 сентября его похоронил Организацию его убийства приписывают КГБ, но у этой организации всегда есть заказчики. Кто ими был? История пока умалчивает, но смотря на его деятельность как вы думаете остался бы он в живых сейчас? Чем бы характеризовалась его деятельность?

Прочитав интервью брата священника, Павла Меня, и смотря на сегодняшнюю религиозную и политическую обстановку в стране как бы вы ответили на вышепоставленные вопросы?


— Мы снимали дачу недалеко от церкви в Новой Деревне, где служил Александр, чтобы чаще видеться и бывать на богослужении. В тот воскресный день мы с ребятами, как всегда, пришли на литургию в храм Сретения, Александр задерживался. Разнеся слух, что батюшка опаздывает, но я-то знал, что он никогда в жизни не опаздывал на службы. Я понял, что случилось что-то ужасное. Литургию отслужил другой священник. И сразу после этого в 11 часов утра мы узнали об убийстве Александра…

— Помните ли вы, как отреагировали на эту страшную новость?

— Мы — близкие Александра — просто растерялись, не зная, что и делать. Нам сложно было не то что осмыслить, вместить произошедшее. Ведь жизнь отца Александра оборвалась на самом взлете. Его назначили настоятелем, было образовано общество «Культурное возрождение», возобновлено «Российское Библейское Общество», он собрал редакцию журнала «Мир Библии», организовал группу милосердия в больнице, открыл воскресную школу в Новой Деревне. За день до убийства, 8 сентября, Александр прочитал первую лекцию в Общедоступном православном университете...

Последние годы жизни он очень часто выступал. У нас сохранилось примерно двести записей его выступлений, хотя на самом деле их гораздо больше. Его пригласили в РГГУ, он прочел курс «Введение в Ветхий Завет». Отдал в печать две свои книги, еще несколько находились в работе. Александр окончил работу над Библиологическим словарем — это семь
машинописных томов. Он планировал организовать издательство «Путь», даже подобрал директора, который после гибели
отца Александра издал несколько книг. Но работа была очень большая, начались трудности. Многие люди еще до 1992 года предлагали нам, семье отца Александра Меня, свою помощь. Чтобы осуществлять координацию уже начатой работы был создан Гуманитарно-благотворительный фонд имени Александра Меня.

— Как происходило расследование убийства отца Александра?

— Следствие по этому делу меня поразило. Я даже не представлял, что в гибели брата может быть замешано КГБ.

В первый раз меня вызывали, как понятого, при мне просматривали все вещи в кабинете Александра при храме. И в дальнейшем я все время присутствовал при расследовании. Разговаривая с простыми милиционерами, пытался им сочувствовать, мол, как вам трудно расследовать, на что они мне отвечали, что «мы здесь отдыхаем, ничего не расследуем, все решается наверху».

Когда меня в очередной раз вызвал следователь и начал задавать какие-то вопросы, совершенно не относящиеся к
делу, я не удержался, спросил его: «Почему вы ничего не ищите, ведь уже месяц прошел?» На что он цинично улыбнулся
и ответил: «Что вы, мы уже девять томов дела ""нашили""».

Через полгода я встретился с человеком, бывшим милиционером, из первого частного сыскного агентства «Алекс». Это агентство нанял Заславский — председатель исполкома Октябрьского района города Москвы. Он рассказал мне, что когда они пришли в милицию для расследования убийства Александра, им ясно объяснили, что никаких материалов дела не дадут. Хотя раскрываемость преступлений для милиции всегда была важной составляющей, как правило, от помощи специалистов органы не отказывались.

Однако в этот раз представители следствия сказали, что не могут ничего рассказать частным сыщикам. Те дошли до заместителя министра МВД, который также не разрешил выдать им никаких документов. Таким образом, милиционеры еще
тогда намекали, что убийство Александра Меня — дело рук КГБ.

— Отец Александр вел очень активный образ жизни, может, кому-то это не нравилось. Возможно, ему угрожали. Делился ли он свами подобной информацией?

— 1990-ые годы были неспокойным временем. Мы видели, как националисты тогда уже поднимали свои знамена. Бывали какие-то недовольства, высказанные в адрес Александра, но не угрозы. Люди на его лекциях писали записки несколько агрессивного содержания. О прямых угрозах он не говорил.

Два добровольных водителя из числа прихожан возили его только по Москве. Мы тогда думали, как бы организовать, чтобы Александра привозили домой и забирали из дома, но это желание так и осталось желанием. Александр ездил, как и все, до дома на электричке, где он, как и при езде в машине, продолжал работать, читать, писать.

— Как газеты отнеслись к убийству Александра Меня?

— Эта было очень громкое дело. Два президента, Горбачев и Ельцин, пообещали взять расследование под личный контроль. Я тогда всё думал, что вот-вот найдут убийцу. Пресса сообщила, что якобы и нашли подозреваемого, потом оказалось без всяких оснований.

При жизни Александр пробивал каждую свою статью в журналах, газетах. После смерти вдруг все издания захотели напечатать Меня. На момент смерти Александра Меня в России не была издана ни одна его книга. На сегодняшний день
разошлось уже около семи миллионов экземпляров. Книги Александра Меня востребованы, множество людей, читая их, меняются, обретают другое измерение в жизни.

— В чем особенность богословия отца Александра, о которой говорил патриарх Алексий?

— Православие — это большая конфессия, где существует несколько направлений.

Это связано с двумя традициями.
Одна традиция — охранительная, а другая призывает к открытости по отношению к миру и к необходимости дать современный ответ, как говорит апостол Павел, «в своем уповании». То есть мы должны внятно и на понятном языке объяснить миру, во что мы верим. У Александра в этом отношении были необыкновенные способности — сотни людей собирались на его лекции, большие залы были переполнены, все хотели услышать о Боге на понятном им языке.

Внутри православия есть христоцентричное направление, которое фокусируется не столько на традициях, сколько на Евангелии. Именно его и представлял Александр. После его смерти это направление в православии потеряло потенциального лидера и замедлило развитие.

В своих книгах он никогда ничего не утверждал, а просто предлагал идти вместе. Помню такой случай, когда из саратовской психиатрической больницы приехали врачи, чтобы купить большое количество экземпляров книги «Сын Человеческий». Они объяснили, что это как духовная терапия для больных. Мне даже в голову не приходило, что на людей с такой психодинамикой положительно может действовать эта книга. Александр всегда ценил свободу и говорил, что Евангелие — это самая анти-советская книга.

Мы часто видим и сегодня, как паства стремится отдать свою волю священнику, мол, «как батюшка скажет, так и будем
делать». Такая школа очень привлекательна, потому что так проще и прихожанам, и какой-то части священников. Немногие
призывают людей стать свободными через евангельский дух, который предлагает: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». До сих пор у Александра есть много оппонентов, которые считают, что такая свобода — не церковная. Он же говорил: «Если люди развернутся к моей личности, то значит я, как священник, полностью потерпел фиаско. Они должны развернуться к Богу, и я им только помогаю в этом».

— Когда отец Александр писал книгу «Сын Человеческий», что он хотел донести человечеству?

— Книга «Сын Человеческий» претерпела пять редакций. Он написал эту книгу в двадцать один год. Самая главная задача этой книги, чтобы наш современник, не имеющий специального духовного и исторического образования, после ее чтения смог открыть Евангелие и понять его. И эта задача была выполнена. «Сын Человеческий» переведен на многие европейские языки. Александр сумел достучаться до сердца человека, чтобы тот понял евангельскую Радостную Весть!

— Как вас с отцом Александром воспитывали родители?

— Нас, детей, в семье было двое. Верующей была только мама Елена Семеновна. Еще девятилетней девочкой она прочла Евангелие и уверовала. Только в 28 лет мама крестилась. Ее вера была необыкновенной, живой. Наше окружение с детства — это люди Катакомбной православной церкви, многие из которых прошли лагеря, ссылки. Мама, конечно, повлияла на Александра. Она учила, что «если к тебе кто-то приходит и просит что-то, знай, что это просит Христос».

Александр с детства мечтал стать священником, он был знаком с прекрасными священниками, которые являлись лучшими примерами служения Богу и людям. В 14 лет брат сознательно решил пойти учиться в духовную семинарию, которая только что открылась в Москве. Еще с детства у него были удивительные способности общения. Он очень много читал и любил всем рассказывать, в том числе и мне. Александр был очень щедрым в этом плане, если он что-то знал, то сразу делился этим знанием с другими. Я, в отличие от брата, никогда не чувствовал в себе такого терпения и любви к людям. До 9 сентября 1990 года я общался только с теми людьми, которые мне были приятны, а с другими — по необходимости. Но чтобы служить ближним в церкви, надо отказаться от себя. После убийства брата я по-другому начал смотреть на мир.

— Значит, дело отца Александра не умерло?

— Нет, конечно. Христоцентричное направление в Православной церкви никогда не умрет. Священник должен быть самоотверженным, показывать людям пример служения, как Иисус, когда омывал ноги своим ученикам. Но таких людей
всегда было немного, а Александр всегда был готов помочь людям.

Он разумно планировал свое время и многое успевал. Он нес многие тяжелые проблемы людей на себе, у него на нервной почве развился псориаз. Александр сильно переживал, когда один из его близких прихожан под давлением КГБ рассказал о работе в приходе. Такой случай, к сожалению, не был единичным.

В 1985 году Александра хотели арестовать после подслушивания его общения с иностранцами.

По свидетельству митрополита Филарета, с которым мы дружили с детства, от тюрьмы Александра спас митрополит Ювеналий. КГБ, убив брата, таким образом, отомстило ему за то, что он им не подчинился, за то, что его книги за рубежом печатались и тайно ввозились в СССР.

Первое издание «Сына Человеческого» вышло под псевдонимом Андрей Боголюбов.

Другие книги Меня выходили под псевдонимами Эммануил Светлов, А. Павлов. Когда отца Александра не стало, ему было всего 55 лет. За эти два десятилетия он смог бы столько всего сделать! Фонд его имени старается как-то восполнить его проповедь, издавая книги отца Александра. Совсем недавно мы напечатали его лекции «Введение в Ветхий Завет», которые не утратили актуальности. Один студент записал лекции на магнитофон и передал кассеты нам. Мы даже не знаем его имени. Эту книгу решили назвать «От рабства к свободе».

— Жить, как велит Господь, трудно?

— Безусловно, трудно. Но это наша задача! Каемся, говорим о том, что будем стараться жить лучше. Жить, как велит Господь — для Александра это было главным, проповедуя Евангелие, помогая людям. Он искренне радовался, когда
видел, что человек повернулся к Богу. Для него это было плодом его труда. Если человек отворачивался от Бога, Александр безутешно горевал. Он считал, что каждый человек имеет право на свой путь к Богу, главное, чтобы он к этому стремился.

Священники — воры, насильники, убийцы, наркоторговцы и педофилы: какие уголовные дела возбуждались в отношении действующих и бывших иереев Русской православной церкви за последние пятнадцать лет.

В Нижегородской области 26-летний священник Николай Пчелин продал 48 икон XVII-XVIII веков из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а также несколько ценных предметов и книг, в частности, Евангелие в шестикилограммовом серебряном окладе. Проданные иконы в иконостасеподменяли дешевыми копиями.

Приговор Пчелину был вынесен еще в 2004 году, он получил 2,5 года колонии. Десять лет спустя, в мае 2014 года, еще один экс-священнослужитель в Нижегородской области был осужден на пять лет лишения свободы условно за похищение из церкви трех икон — «Введение во храм Божьей Матери» стоимостью 460 тысяч рублей, «София премудрость Божия» стоимостью 470 тысяч рублей и третьей неназванной иконы, оцененной в 450 тысяч рублей.

Настоятель храма Пророка Илии в селе Уват Тюменской области Сергей Дмитришин, который одновременно занимал пост депутата думы Уватского сельского поселения, подал архиепископу Тобольско-Тюменской епархии прошение о выделении 500 тысяч рублей для приобретения служебного жилья. При этом в личной собственности у священника уже было два дома. Выделенные деньги настоятель присвоил. Ему предъявили обвинение в по части 3 статьи160 УК («Присвоение или растрата»); в 2010 году уже бывшего священнослужетеля приговорили к четырем годам лишения свободы условно. Кроме того, сообщалось, что Дмитришин похитил 40 тысяч рублей у верующих поселка Першино.

Священник Александр Щинов в Кировской области присвоил деньги от продажи земли и дома, бывших в собственности Вятской епархии. «В ходе дальнейших разбирательств выяснилось,что в 2000 году отец Александр подделал подпись Владыки Хрисанфа на указе о передаче в собственность отца Александра дома на территории храма в поселке Кстинино. В тот период он как раз был настоятелем этого храма», — рассказывали юристы епархии.

Убийство

На хуторе Можаевка Ростовской области клирик храма Владимирской иконы Божьей Матери Евгений Демидов «избил свою супругу из-за того, что она не успокоила проснувшегося их малолетнего ребенка». От полученных травм женщина скончалась. Суд приговорилсвященнослужителя к девяти годам лишения свободы.

Священник Свято-Александрийского епархиального подворья в Ростове-на-Дону Владимир Рудинский из охотничьего ружья расстрелял свою жену и восьмилетнего сына, после чего застрелился сам. Друзья священнослужителя рассказывали, что в последнее время тот находился в депрессии, вызванной материальными сложностями. В Церкви отметили, что от большой нагрузки у Рудинского помутился рассудок; он был похоронен по православным канонам.

В деревне Каликово Канашского района Чувашии в 2006 году бывший священник Николай Андреев задушил свою 76-летнюю мать, подозревая, что она перешла в «сатанинскую веру» и тайком добавляет в его еду мышьяк. Тело матери он бросил в колодец, а за водой стал ходить на пруд, чем и навлек на себя подозрения бдительных соседей.

Экстремизм

Проповеди отца Василия из села Иваньково в Тульской области суд признал экстремистскими. Как отмечал прокурор региона Олег Черныш, речи священника были размещены на диске с названием «Православие или смерть». Кроме того, отец Василий был автором шести видеороликов, в частности, «Чипирование», «Американское шоу» и «Гробы для американцев». Все они также признаны экстремистскими материалами.

Священник Андрей Евстигнеев, служивший в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа в Саратове , был временно запрещен в служении за грубость в отношении прихожан. Это произошло после того, как во время крещения девочки отец Андрей спросил у ее родственников: «Зачем вы выбираете жидовские имена?». Тетя девочки написала заявление в СК с требованием возбудить против священника уголовное дело по статье 282 УК, однако, насколько известно, следователи не нашли в этом высказывании иерея состава преступления.

Уголовное дело по 282-й статье было возбуждено в отношении архимандрита Вятской епархии отца Серафима , который, посещая исправительную колонию №7 в поселке Восход Нижегородской области, не только исповедовал осужденных, но и раздавал им видеокассеты и записки, повествовавшие о «врагах Православия — жидомассонах». Кроме того, он передал заключенным признанный экстремистским материалом фильм Константина Душенова «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа».

Наркоторговля

В Калужской области за торговлю опиумом был осужден священник по фамилии Андрюшин и его подельник по фамилии Москаленко. «Священник изготавливал зелье кустарным способом,затем сбывал его своему подельнику. Последний, в свою очередь, ничего не подозревая,предложил наркотики сотруднику криминальной милиции, проводившему оперативно-розыскные мероприятия, то есть проверочную закупку», — рассказывали в областной прокуратуре. По версии ведомства, священник и его друг сами были наркопотребителями.

Изнасилование

Настоятеля храма Ильи Пророка села Юрское в Липецкой области Вячеслава Копытина судзаключил под стражу по обвинению в изнасиловании. Заявление на священника написала его любовница, которая пыталась порвать с Копытиным после того, как узнала, что священник женат и не собирается разводиться. «Вечером 4 мая он пришел домой к своей возлюбленной. … Уложив детей спать, священник остался ждать свою бывшую подругу. Поздним вечером, когда женщина вернулась домой, между ней и незваным гостем вспыхнул конфликт. Священник жестоко избил подругу, а затем ее изнасиловал», — писал местный портал Gorod48.ru, отмечая, что экспертиза подтвердила факт изнасилования и побои.

Во Владимирской области бывший священнослужитель Сергей Бельский был приговорен к 14 годам лишения свободы за изнасилование девочек 15 и 16 лет. Девочек он встретил в Ивановской области, когда те голосовали на дороге; Бельский отвез их в лесополосу и запер в автомобиле, где изнасиловал.

«После этого старшей девушке Бельский дал 300 рублей, чтобы она добиралась обратно самостоятельно. Используя беспомощное состояние второй потерпевшей, Сергей Бельский, подвергая девушку сексуальному насилию, удерживал ее в автомобиле до утра», — сообщали в Следственном комитете. Ранее Бельский был осужден за изнасилование 21-летней девушки — впрочем, к тому времени его уже лишили сана «в связи с недостойным поведением и нарушением церковной дисциплины».

В Кирове против настоятеля храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отцаГеоргия возбудили уголовное дело о нарушении авторских прав. По версии следствия, священник руководил ООО «Вера, Надежда, Любовь и София», которое использовало нелицензионное программное обеспечение «1С предприятие» и Microsoft, из-за чего правообладателю был нанесен ущерб в размере 206 тысяч рублей.

«Как рассказал отец Георгий, проблемы у него и его фирмы начались после смерти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа в 2011 году и прихода на его место из Хабаровской епархии владыки Марка. По словам отца Георгия, новый глава начал «зачистку» местного духовенства и назначил своих людей из Хабаровска и Комсомольска», —писал «Коммерсант». Уголовное дело закрыто за недостаточностью доказательств; клирик подал жалобу в ЕСПЧ.

Иеромонах Илия на внедорожнике Mercedes Gelandewagen стал виновником ДТП на Кутузовском проспекте в Москве . Он не справился с управлением и врезался в следовавшее по соседней полосе такси Skoda Octavia. После этого Mercedes вылетел на участок дорожных работ и сбил стоявших там людей. От полученных травм инженер участка «Гормоста» Николай Сергеев и сотрудник проектной организации «Точка опоры» Павел Лейкин скончались на месте. Свидетели аварии утверждали, что иеромонах был пьян. Суд приговорил его к трем годам лишения свободы.

В городе Ачинск Красноярского края священник на автомобиле Toyota Corolla насмерть сбил женщину с полугодовалым ребенком на руках. Женщина погибла на месте, ребенок был госпитализирован. Представители ГИБДД отмечали, что водитель был трезв, а трагедия произошла на проселочной дороге, на перекрестке неравнозначных дорог, где нет освещения и пешеходного перехода.

Пьяный настоятель подмосковного храма Сергия Радонежского Владимир Гаврилов навнедорожнике Toyota Land Cruiser врезался в фуру в Нижегородской области. На опубликованном в сети видео инцидента священник ругается с сотрудниками ГИБДД, матерится и засыпает. В его машине обнаружили пустые бутылки из-под пива и водки и травматическое оружие. Позже Гаврилов заявил, что в ДТП якобы виновен его брат-близнец. Суд лишил священнослужителя прав на 1 год и 8 месяцев.

За рулем такого же автомобиля Toyota Land Cruiser передвигался и епископ Костомукшский и Кемский Игнатий , который стал виновником ДТП в Мордовии. После аварии у его пассажирки врачи диагностировали двойной перелом позвоночника: у женщины парализовало ноги.

Драки, стрельба, бытовые конфликты

В городе Елец Липецкой области священник Николай Клабухов из стартового револьвера, переделанного под стрельбу боевыми патронами, ранил двоих пьяных молодых людей, которые приставали к его несовершеннолетней дочери. За незаконное хранение оружия и превышение пределов необходимой самообороны суд приговорил его к штрафу в 50 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге протодьякон храма святых апостолов Петра и Павла Сергей Фрунза не поделил дорогу с двумя сестрами-пенсионерками, одна из которых сделала ему замечание за опасную манеру вождения. «В ответ на это Сергей Фрунза побил обеих пенсионерок, а сыновьям потерпевших заявил, что его не удастся привлечь к ответственности. Одной из пенсионерок Фрунза рассек губу ключами от своей машины, в больнице пострадавшей накладывали швы. Ее сестру святой отец ударил в переносицу. У обеих женщин было диагностировано сотрясение мозга», — сообщало издание 47news.ru.

Педофилия

В республике Коми к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима суд приговорил отца Де онисия (Дениса Вандышева), признав его виновным в совершении преступлений в отношении девочек в возрасте от семи до 12 лет, а также умственно отсталых женщин, признанных недееспособными.

«С совершеннолетними мужчина вступал в половую связь, двенадцатилетних злоумышленник фотографировал в обнаженном виде в эротических позах, а к частям тела раздетых девочек помладше он прикасался», — писало местное ИА «БНК». По версии прокуратуры, большую часть преступлений священник совершил на территории летнего православного епархиального подворья в деревне Визябож, куда отец Деонисий был направлен «для духовного окормления воспитанников дома-интерната для умственно отсталых детей».

К 14 годам заключения приговорен в Краснодарском крае священник Ставропольской епархии Роман Погребняк, которого суд признал виновным в трех преступлениях сексуального характера в отношении мальчкиков от девяти до 12 лет.

В Ульяновской области пономарь прихода Спасо-Преображенского храма в Димитровграде Александр Берсенев получил 20 лет — суд признал его виновным в изнасиловании 19 мальчиков. Ранее Берсенев уже был судим за

сексуальное насилие над подростками-хоккеистами, у которых он был тренером.

Кроме того, в Петербурге добиваются экстрадиции из Израиля духовника футбольного клуба «Зенит» Глеба Грозовского, которого обвиняют в изнасиловании несовершеннолетних, в Челябинской области священника задержали по подозрению в похищении троих детей, в Кабардино-Балкарии — за развратные действия в отношении десятилетней девочки, в Ставропольском крае — объявили в розыск по обвинению в растлении мальчиков и избиение домочадцев.

5 августа в Пскове был убит протоиерей Павел Адельгейм. Убийца приехал из Москвы к священнику за словом утешения и духовной поддержкой. Он жил у отца Павла 2 недели. И вот вчера вечером молодой человек неожиданно ударил священника ножом, а потом попытался покончить с собой. Сейчас он в больнице. СМИ, со слов полицейских, говорят о сумасшествии. Разбираем случаи, по каким причинам нападают на священников - приступ безумия, ограбление, бытовая ссора, пьяный угар, ненависть к Православию?

Отпевание трех оптинских монахов, убитых на Пасху 1993 г. Фото: Optina.ru

Всего же с 1990 года в России убили 33 священнослужителя. Отметим, речь идет лишь о тех людях, чьи имена попали в СМИ. Реальное же число жертв среди духовенства может быть больше. Все убийства можно разделить на четыре большие группы: религиозный экстремизм, ограбление, бытовые преступления и нападения сумасшедших.

Бытовые ссоры

Разговор об убийствах духовенства нужно начать с одной оговорки. Не всегда нападение на священника связано с его служением. Представитель Церкви мог становиться жертвой хулиганов, которым безразлично то, чем занималась их жертва.
Самая большая группа нападений на священнослужителей - это бытовые преступления -поджоги, ограбления, убийства на почве страха или личной неприязни.

В 2003 году в Карелии был убит иеромонах Нил (Савленков). Его убийцей оказался ранее судимый мужчина, который обиделся на то, что ему не разрешили курить в монастыре и отвели не лучшее место для проживания.

В том же году в селе Раифа (Татарстан) был зарезан иеромонах Исаия (Яковлев) Он отказался ночью везти 19-летнего пьяного местного жителя в соседний город.
Иеромонах Александр (Тыртышный) убит злодеем, попросившим его об исповеди на дому, когда священник, придя к нему, надел рясу, вместо покаяния преступник ударил его ножом, а затем ограбил.

В 2009 году в Курской области двое молодых людей до смерти избили иеромонаха Ефрема (Гаценко), отказавшегося дать преступникам денег на алкоголь.

В 2009 году в подъезде собственного дома в Московской области застрелили протоиерея Александра Филиппова. Священник сделал замечание пьяным, справлявшим малую нужду возле дома. Обидевшись, хулиганы отправились за ним в подъезд и совершили убийство. При этом отец Александр был в гражданской одежде.

В 2011 году в Ульяновской области взятый на перевоспитание алкоголик до смерти избил игумена Виссариона (Глазистова). Преступника нашли мертвецки пьяным в доме убитого.

Ограбление

В 2005 году грабители зверски убили архимандрита Германа (Хапугина) - настоятеля Давидовой пустыни. В келье архимандрита был вскрыт сейф.

В 2005 году в Тверской области священник Евгений Адигамов отправился на встречу с жертвователями. Вместо денег на строительство храма злодеи повесили его в заброшенной квартире и ограбили.

В 2006 году в Тверской области в собственном доме сгорел священник Андрей Николаев с семьей. Батюшка защищал церковь от местных алкоголиков, которые пытались ее ограбить, и поплатился за это жизнью.

В ночь на Рождество 2007 года погиб священник Олег Ступичкин. Его храм в свердловской области подожгли и похитили оттуда 20 икон.

В 2007 году в своем доме в Ивановской области был зарезан игумен Авенир (Смолин). Из дома убитого пропали небольшая сумма денег и личное имущество.

В 2010 году в Чебоксарах зарезали иеромонаха Вадима (Смирнова).

18 апреля 1993 года, в Пасхальную ночь, в Оптиной пустыни были убиты иеромонах Василий (Росляков), иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). У монастырской звонницы Николай Аверин нанес смертельные ранения инокам, звонившим в колокола. Затем, неподалеку он со спины напал на иеромонаха Василия. Убийца нанес ему несколько ударов ножом, на котором было выгравировано число 666. Судебно-психиатрическая экспертиза признала Аверина невменяемым

В 2001 году в Красноярском крае молодой кришнаит Руслан Любецкий положил на престол православного храма отрезанную голову иеромонаха Григория (Яковлева). На следствии убийца заявлял, что действовал по указанию «бога Кришны».

В 2010 году в Чувашии рядом с церковью выстрелом в спину из самодельного оружия убит протоиерей Анатолий Сорокин. Убийца священника признан недееспособным и имеет группу инвалидности по психическому заболеванию.

Ненависть к Православию

В 1996 году в чеченском плену после 16 дней пыток расстреляли священника Анатолия Чистоусова, настоятеля храма Михаила Архангела в городе Грозный.

В 1999 году похитили и убили протоиерея Петра Сухоносова - настоятеля одного из сельских храмов в Ингушетии. Несколько раз его пытались похитить, в конце-концов вооруженные люди затолкали его в машину на глазах у прихожан и увезли в Чечню, тело отца Петра не нашли, он был опознан по видеозаписи и похоронен в символической могиле.

В 2001 году в Кабардино-Балкарии зарезали священника Игоря Розина, которому до этого неоднократно угрожали.

В 2010 году в Москве был застрелен священник Даниил Сысоев, которому неоднократно угрожали исламские экстремисты.

Всего же с 1990 года в России убили 33 священнослужителя. Отметим, речь идет лишь о тех людях, чьи имена попали в СМИ. Реальное же число жертв среди духовенства может быть больше.

Причины следствием не установлены

Утром 9 сентября 1990 года был убит протоиерей Александр Мень. Когда священник шел по тропике, торопясь на литургию, неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором или саперной лопаткой) по голове. Обливаясь кровью, отец Александр дошел до своего дома, рядом с которым умер от потери крови. Убийство осталось нераскрытым. Отцу Александру до убийства неоднократно поступали записки с угрозами.