Деяние апостолов глава 6 толкование. Деяния апостолов. Цель луки в деяниях апостолов

  • Дата: 06.04.2024

Комментарии к главе 6

ВВЕДЕНИЕ К ДЕЯНИЯМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ДРАГОЦЕННАЯ КНИГА

В некотором смысле Деяния Святых Апостолов самая важная книга Нового Завета. Не будь этой книги, мы, кроме сведений, извлеченных из посланий апостола Павла, ничего не знали бы о развитии ранней Церкви.

Историография знает два метода. Один из них пытается проследить ход событий день за днем, неделю за неделей, а другой как бы открывает ряд окон на важные моменты и великие личности того или иного времени. Именно этот второй метод был применен при написании Деяний Апостолов.

Мы называем ее Книгой Деяний Святых Апостолов. На самом же деле, книга не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий отчет о деяниях Апостолов. Кроме Павла в ней упоминаются лишь три апостола. В Деян. 12,2 сказано одним коротким предложением, что Иаков, брат Иоанна, был казнен Иродом. Иоанн упомянут, но он не произносит ни слова. Лишь о Петре книга дает определенную информацию, но скоро и он, как выдающееся лицо, уходит со сцены. Название книги по-гречески гласит: "Деяния мужей-апостолов". Очевидно, что автор стремился запечатлеть в ней некоторые типичные деяния героических и мужественных руководителей первохристианской Церкви.

АВТОРСТВО КНИГИ

Хотя в книге об этом ничего не сказано, Лука с давних пор считался ее автором. О самом Луке нам известно очень мало; в Новом Завете имя его упоминается трижды: - Кол. 4,14 ; Фил. 23 ; 2 Тим. 4,19 . Из них мы можем заключить с достоверностью две вещи: во-первых, Лука был врачом и, во-вторых, он был одним из самых ценных помощников Павла и его самым верным другом, потому что он был с ним даже во время его последнего тюремного заключения. Мы можем сделать вывод, что он был из язычников. Кол. 4,11 оканчивает перечень имен и приветствий от обрезанных, то есть от иудеев; стих 12 начинает новый список, в котором приведены имена язычников. Отсюда мы делаем интересное заключение, что Лука - единственный автор в Новом Завете, который происходит из язычников.

О том, что Лука был врачом, можно догадаться по тому, что он инстинктивно употребляет медицинские термины. В Лк. 4,35, повествуя о человеке, в котором был нечистый дух, он выражением "и повергнув его посреди синагоги" употреблял точный медицинский термин "конвульсии". В Лк. 9,38 , рисуя портрет человека, просившего Иисуса: "умоляю Тебя взглянуть на сына моего", - он употребляет типичное слово, означающее посещение доктором больного. Самый интересный пример приведен в высказывании о верблюде и игольным ушам. Все три автора - синоптики приводят его (Мф. 19,24; Мк. 10,25; Лк. 18,25). Матфей и Марк употребляют греческое слово рафис, обыденное слово для иглы портного или домохозяйки. Лишь Лука употребляет греческое слово белоне, обозначающее иглу хирурга. Лука был врачом и врачебный лексикон совершенно естественно выходил из под его пера.

КОМУ ПРЕДНАЗНАЧАЛАСЬ КНИГА

И свое Евангелие, и Деяния Апостолов Лука написал для Феофила (Лк. 1,3; Деян. 1,1). Мы можем лишь догадываться, кем был Феофил. В Лк. 1,3 он называет его "достопочтенный Феофил", что в действительности означает "ваше превосходительство" и обозначает высокопоставленного на службе Римской империи человека. Существует несколько возможных объяснений этого имени.

1) Может быть, Феофил вовсе не имя настоящего человека. В те времена быть христианином было опасно. Имя Феофил составлено от двух греческих слов: Теос - то есть Бог и филен - любить. Может быть, Лука писал боголюбивому человеку, и, из-за безопасности не называет его настоящего имени.

2) Если Феофил был реальным человеком, то он, должно быть, был высокопоставленным чиновником. Вероятно, Лука писал ему, чтобы показать, что христианство - чудная религия, а христиане - благочестивые люди. Возможно, что он хотел убедить государственного чиновника не преследовать христиан.

3) Третья теория, более романтическая предыдущих, основана на том, что Лука был врачом, а в древности врачами были, в основном, рабы. Была высказана догадка, что Лука был врачом тяжелобольного Феофила, которому врачебное искусство и забота Луки вернули здоровье, и в знак благодарности он дал Луке свободу. И, возможно, в знак благодарности за это Лука записал своему благодетелю самое драгоценное - историю Иисуса.

ЦЕЛЬ ЛУКИ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ

Человек, пишущий книгу, имеет перед собой какую-то цель и, может быть, не одну. Подумаем же, почему Лука написал Деяния.

1) Одна его цель - рекомендовать христианство римскому правительству. Лука не раз показывает сколь учтивыми были римские судьи к Павлу. В Деян. 13,12 Сергий Павел, губернатор Кипра, уверовал в Христа. В Деян. 18,12 проконсул Галлион в Коринфе остался совершенно безучастным к требованиям иудеев наказать Павла. В Деян. 16,35 и далее, судьи в Филиппах, осознав свою ошибку, принесли публичное извинение Павлу. В Деян. 19,31 начальники в Ефесе заботились о том, чтобы Павлу не был причинен вред. Лука указывал на то, что в прошлом римское правительство часто проявляло благопристойное расположение к христианам и всегда было справедливым к ним.

Лука старается показать, что христиане - благочестивые и верные граждане и что их всегда такими и считали. В Деян. 18,14 Галлион заявляет, что у Павла нет мысли об обиде или злом умысле. В Деян. 19,37 ефесский чиновник дает христианам похвальную характеристику. В Деян. 23,29 Клавдий Лисий заявляет, что он ничего не имеет против Павла. В Деян. 25,25 Фест говорит, что Павел не сделал ничего, чем бы заслужил смерть, и в этой же главе Фест и Агриппа соглашаются, что Павла можно было бы отпустить, если бы он не обратился к Цезарю.

Лука писал свою книгу в то время, когда христиан ненавидели и преследовали, и он так изложил ее, чтобы показать, что римские судьи всегда были справедливы к христианам и никогда не смотрели на них как на злых людей. Было даже сделано очень интересное предположение, что Деяния - антология, составленная для защиты Павла в императорском суде Рима.

2) Другим замыслом Луки было показать, что христианство - вероучение для всех людей всех стран.

Именно эту мысль не могли принять иудеи. Они считали себя избранным Богом народом, и что Богу не нужен никакой другой народ. Лука хочет доказать другое. Он показывает Филиппа, проповедующего самарянам; Стефана, сделавшего христианство универсальным и погибшего за это; и Петра, принявшего Корнилия в христианство. Он показывает христиан, проповедующих язычникам в Антиохии, и Павла, разъезжавшего по древнему миру и убеждающего людей принять Христа; в Деян. 15 он показывает, что Церковь пришла к важному решению принимать язычников на равных правах с иудеями.

З) Но это были не главные его намерения. Главная цель Деяний Лука запечатлел в словах воскресшего Христа в Деян. 1,8 : "Вы... будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Он намеревался показать распространение христианства как религию, зародившуюся в маленьком уголке Палестины, и которая менее чем за тридцать лет достигла Рима.

С. Х. Тернер указывает, что Деяния распадаются нашесть частей, каждая из которых заканчивается коротким резюме

а) В 1,1-6,7 рассказывается об Иерусалимской церкви и проповедовании Петра, и заканчивается следующим резюме: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере".

б) В 6,8-9,31 описывается распространение христианства по всей Палестине, мученичество Стефана и проповедь в Самарии. Эта часть заканчивается с резюме:

"Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем и, при утешении от Святого Духа, умножались".

в) В 9,32-12,24 входит разговор Павла, распространение Церкви до Антиохии и принятие Корнилия. Она заканчивается словами: "Слово же Божие росло и распространялось".

г) В 12,25-16,5 рассказывается о распространении христианской Церкви в Малой Азии и о проповеди в Галатии. Она заканчивается: "И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом".

д) В 16,21-19,20 рассказывается о распространении Церкви до Европы и о подвижничестве Павла в больших языческих городах, как Коринф и Ефес. Она заканчивается таким резюме: "С такой силою возрастало и возмогало слово Божие".

е) В 19,21-28,31 рассказывается о прибытии Павла в Рим и о пребывании его в тюрьме. Конец показывает Павла "Проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно".

Такой план Деяний уже дает ответ на самый трудный вопрос: Почему Деяния заканчиваются именно повествованием о пребывании Павла в тюрьме в ожидании суда. Нам бы так хотелось узнать, что же произошло с ним потом; но конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование здесь, потому что он выполнил поставленную задачу: он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространялось по всему миру и, наконец, достигло Рима. Один крупный исследователь Нового Завета сказал, что Деяния могли бы быть названы так: "О том, как благая весть дошла от Иерусалима до Рима".

ИСТОЧНИКИ

Лука был историком, и поэтому важно, какими источниками он пользовался. Откуда же взял Лука свои факты? В этом плане Деяния распадаются на две части:

1) Первую часть составляют пятнадцать глав, свидетелем которых Лука не был, и информацию о которых он получил из вторых рук. По всей вероятности, он имел доступ к двум источникам.

а) Сохранились воспоминания в поместных церквах. Они, может быть, никогда не были записаны, но церковные общины хранили память. В этой части изображены факты из трех церквей: история Иерусалимской церкви, охватывающая Деян. 1-5 и 15-16 ; история церковной общины в Кесарии, охватывающая Деян. 8, 26-40 и 9, 31- 10, 48 , и, наконец, история церковной общины в Антиохии, охватывающая Деян. 11, 19-30 и 12, 25-14, 28.

б) Вероятно существовали циклы рассказов, состоящих из Деяний Павла, Деяний Иоанна, Деяний Филиппа и Деяний Стефана. Дружба с Павлом, несомненно, помогла Луке познакомиться со всеми крупными деятелями тогдашних церквей и, поэтому, он мог располагать всеми событиями и историями этих церквей.

2) Но большую часть изложенного в главах 16-28 Лука знал лично, как участник событий. Если внимательно читать Деяния, то можно заметить странную вещь: большую часть своего рассказа Лука излагает в 3-ем лице множественного числа, а отдельные отрывки изложены от 1-го лица множественного числа и вместо "они" Лука употребляет "мы". Следующие отрывки изложены от 1-го множественного числа: Деян. 16,10-17; 20, 5-16; 21, 1-18; 27, 1-28, 16. Лука, должно быть, был участником этих событий. Вероятно, он вел дневник и записывал свидетельства очевидцев. Что касается того, свидетелем которого он не был, он, по-видимому, узнал от Павла, с которым он провел долгое время в тюрьме. Не могло быть крупного деятеля церкви, которого Лука не знал бы лично, и, в любом случае, он мог получить нужную информацию от людей, бывших свидетелями того или иного события.

Читая Деяния, мы можем быть убеждены в том, что ни у одного историка не было когда-либо лучших источников и никто не использовал их более аккуратно, нежели Лука.

ПЕРВЫЕ ДИАКОНЫ (Деян. 6, 1-7)

По мере того, как Церковь разрасталась, в ней возникали организационные проблемы. Иудеи, как ни один другой народ, обладали высоким чувством ответственности за судьбу своих несчастных сограждан.

В синагогах практиковался обычай: каждую пятницу утром рынок и дома обходили два сборщика и собирали в помощь нуждающимся деньги, продукты и товары. Все это распределялось в тот же день. Те, кто временно попалив нужду, получали достаточно, чтобы прожить; те, кто постоянно находились в нужде, получали столько, чтобы им хватило покушать четырнадцать раз, то есть чтобы они могли поесть два раза в день в течение следующей недели. Фонд, из которого делались эти распределения, назывался купна или корзина. Кроме того, каждый день производились сборы по домам для удовлетворения потребностей остро нуждающихся сограждан. Этот фонд назывался лоток.

Ясно, что христианская Церковь переняла этот обычай. Но среди иудеев произошел раскол. С одной стороны, это были иудеи, жившие в Иерусалиме и Палестине, говорившие на арамейском языке, происходившем от языка предков, и гордившиеся тем, что в их крови нет никакой иностранной примеси. Но были также и иудеи, проживавшие в других странах и пришедшие в Иерусалим на день Пятидесятницы и открывшие Христа. Многие из них уже в течение нескольких поколений жили за пределами Палестины; они забыли родной язык и говорили лишь по-гречески. Естественно, что высокомерные иудеи, говорившие по-арамейски, смотрели свысока на иудеев, живших за пределами Палестины. Это презрение накладывало определенный отпечаток на раздачу милостыни и уместна была жалоба, что вдовы говорящих по-гречески иудеев были обойдены, и возможно, умышленно. Апостолы понимали, что им лучше не вмешиваться в такое дело; и, поэтому, были избраны эти семь диаконов для исправления сложившейся ситуации.

Интересно отметить, что первые администраторы Церкви - диаконы - были избраны для выполнения практической задачи, а не для разговоров и рассуждений.

ПОБОРНИК СВОБОДЫ (Деян. 6, 8-15)

Назначение этих семи диаконов имело большие последствия для Церкви. В сущности, началась упорная борьба. Иудеи всегда смотрели на себя как на избранный Богом народ; но слово избранный они толковали неверно, считая, что иудеи избраны и наделены особыми привилегиями, но что для других народов Бог не предназначил никакой цели. Иногда они доходили до того, что Бог создал язычников только для того, чтобы ими топить адский огонь; самые же скромные мечты иудеев заключались в том, что в один прекрасный день все язычники станут их слугами. Иудеи никогда и не помышляли о том, что они могли быть избраны Богом для выполнения определенной задачи: привести всех людей в такие же отношения с Богом, каких они были удостоены сами.

Вот это-то и должно было явиться скромным началом. Здесь еще нет речи о том, чтобы ввести язычников в присутствие Господа, Пока речь идет только о иудеях, говорящих по-гречески. Но ни у одного из семи избранных диаконов не было иудейского имени. Один же из них. Николай, был язычником, принявшим иудейскую веру. А Стефан видел весь мир принадлежащим Христу. Превыше всего иудеи ценили Иерусалимский храм лишь там они могли приносить жертвы Богу и лишь там они могли истинно поклоняться Ему, - и закон, который никогда не мог быть изменен. Стефан же сказал, что когда-то храм разрушится и что закон представляет лишь ступень на пути к Евангелию, и что христианство распространится по всему миру. Никто не мог возразить против его аргументов и, поэтому, иудеи решили прибегнуть к силе и арестовали Стефана. Деятельность его была краткой, но он первый понял, что христианство не должно остаться прерогативой иудеев, а является Божьим предложением всему миру.

АПОЛОГИЯ СТЕФАНА

Когда Оливер Кромвель размышлял об образовании своего сына Ричарда, он сказал: "Я думаю, что он должен учиться истории". Стефан тоже указывал иудеям на уроки истории. Ясно сознавая, что лучшая защита - нападение, Стефан обрисовал широкими мазками историю Израиля и привел несколько фактов, демонстрирующих осуждение Израиля.

1) Он видел, что действительно важную роль в истории Израиля играли люди, прислушивавшиеся к слову Божию, "пойди из земли твоей", и не боявшиеся исполнять его. Косвенным образом Стефан противопоставлял их смелую доверчивость духу, господствовавшему в его дни: израильтяне жаждали превыше всего сохранения существовавшего положения и видели в Иисусе и его последователях лишь опасных новаторов.

2) Он утверждал, что люди почитали Бога задолго до построения храма. Для иудеев храм был самым священным местом, и им очень не нравилось утверждение Стефана о том, что Бог не обитает в каком-то одном храме, сотворенном их руками.

3) Стефан утверждал, что, распяв Иисуса, иудеи лишь продолжили свою старую политику: они во все века подвергали гонениям своих пророков и покидали вождей, поставленных Богом.

Это были горькие истины для людей, считавших себя избранным народом, и не удивительно, что они пришли в бешенство от них. Изучая защиту Стефана, обратим внимание на те положения, которые часто повторялись с тех пор.

Комментарии (введение) ко всей книге «Деяния»

Комментарии к главе 6

Христос - основа, Церковь - средство, а Дух Святой - сила. У. Грехем Скрогги

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Деяния Апостолов - это единственная богодухновешая история Церкви; это также первая и единственная основная история Церкви, освещающая начало становления христианства. Все другие авторы основываются на сочинении Луки, добавляя к нему некоторые традиционные представления (и много домыслов!). Без этой книги перед нами возникло бы серьезное затруднение: резкий переход от жизни нашего Господа, описанной в Евангелиях, сразу к посланиям. Из кого состояли общины, которым адресованы послания, и как они возникли? Деяния отвечают на эти и многие другие вопросы. Это мостик не только между жизнью Христа и жизнью во Христе, которой учат послания, но также переходное звено между иудаизмом и христианством, между законом и благодатью. В этом состоит одна из главных трудностей толкования Деяний - постепенное расширение горизонта от маленького еврейского движения с центром в Иерусалиме до мировой веры, которая проникла в саму столицу империи.

Автор Ев. от Луки и Деяний Апостолов - один и тот же человек; в этом почти все единодушны. Если третье Евангелие написано Лукой, то ему же принадлежат и Деяния, и наоборот (см. "Введение" к комментариям к Евангелию от Луки).

Внешние свидетельства того, что Деяния написал Лука, убедительны, широко распространены и относятся к раннему периоду истории Церкви. Направленный против маркионизма "Пролог к Евангелию от Луки" (около 160-180 гг.), канон Муратори (около 170-200 г.) и ранние отцы Церкви: Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген - все соглашаются с тем, что Лука - автор Деяний. Того же мнения почти все, кто следует за ними в церковной истории, включая такие авторитеты, как Евсевий и Иероним.

В самом тексте Деяний есть три внутренних свидетельства, доказывающих авторство Луки. В начале Деяний автор особо упоминает более раннее произведение, также посвященное Феофилу. Из Евангелия от Луки (1,1-4) ясно, что здесь имеется в виду третье Евангелие. Стиль, экспрессивность изложения, лексика, особое внимание, уделяемое апологетике, и множество более мелких деталей связывают эти два труда. Если бы не желание поместить Евангелие от Луки вместе с другими тремя Евангелиями, без сомнения, эти два произведения вошли бы в Новый Завет вместе, как например 1-е и 2-е послания к коринфянам.

Далее, из текста Деяний ясно, что автор был спутником Павла в его путешествиях. Об этом свидетельствует использование местоимения "мы" в некоторых стихах (16,10-17; 20,5 - 21,18; 27,1 - 28,16); то есть автор непосредственно присутствует при событиях, о которых сообщает. Попытки скептиков объяснить эти особенности как чисто художественный прием неубедительны. Если они были добавлены только с целью придать произведению большую достоверность, то почему они вводятся так редко и ненавязчиво и почему лицо, входящее в это "мы", не называется по имени?

Наконец, если исключить других спутников Павла, упомянутых автором в третьем лице, а также тех его спутников, о которых известно, что они не были с Павлом во время событий, описанных в данных отрывках (с "мы"), то единственным реальным кандидатом является Лука.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

В то время как установление точного времени написания некоторых других книг НЗ не является столь важным, оно имеет большое значение для Деяний Апостолов, книги, которая прежде всего является историей Церкви, и к тому же первой историей.

Были предложены три датировки Деяний, две из которых согласуются с авторством Луки, а одна отрицает его:

1. Датировка этой книги П в. н.э., разумеется, делает невозможным признание авторства за Лукой: вряд ли он мог прожить дольше чем до 80 или, самое позднее, 85 г. н.э. Некоторые либеральные ученые считают, что автор использовал "Иудейские древности" Иосифа (около 93 г. н.э.), но параллели, на которые они ссылаются, рассматривая Деяния, 5,36 (о Февде), не согласуются, и нет особого сходства между описанными событиями.

2. Общепризнанная точка зрения такова: Лука написал и Евангелие, и Деяния между 70-80 гг. Тогда для составления своей Благой Вести Лука мог бы использовать Евангелие от Марка, существовавшее, вероятно, с 60-х гг.

3. Можно сделать обоснованное предположение, что Лука закончил писать Деяния вскоре после того, как произошли события, завершающие книгу: то есть во время первого заключения Павла в Риме. Возможно, Лука планировал написать третий том (но на это, видимо, не было Божьей воли) и поэтому не упоминает о гонениях, обрушившихся на христиан между 63 и 67 г. Однако отсутствие упоминаний о таких событиях, как жесточайшее преследование христиан Нероном в Италии после пожара в Риме (64 г.), война иудеев с Римом (66-70 г.), мученическая смерть Петра и Павла (вторая половина 60-х годов) и самое трагичное для иудеев и евреев-христиан - разрушение Иерусалима, указывают на более раннюю датировку. Итак, наиболее вероятно, что Лука написал Деяния Апостолов, когда Павел находился в римской тюрьме - в 62 или 63 г. н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Деяния Апостолов преисполнены жизнью и действием. В них мы видим, как действует Святой Дух, формируя Церковь, укрепляя ее и распространяя ее влияние. Это потрясающий рассказ о том, как Дух Господень, используя самые невероятные средства, преодолевая самые непреодолимые препятствия и идя самыми нетривиальными путями, достигает удивительнейших результатов.

В Деяниях повествование возобновляется с того момента, на котором заканчиваются Евангелия, затем краткие драматические описания знакомят нас с ранними неспокойными годами молодой Церкви. Деяния рассказывают о великом переходном периоде, когда новозаветная Церковь освобождалась от пут иудаизма и заявляла о себе как о новом, совершенно отличном сообществе, в котором иудеи и язычники едины во Христе. По этой причине Деяния можно назвать историей "отлучения от груди Исаака". Когда мы читаем эту книгу, мы испытываем своего рода духовное наслаждение при виде того, как творит Господь. В то же время мы ощущаем и напряжение, наблюдая, как грех и сатана противостоят и пытаются препятствовать делу Божьему.В первых двенадцати главах центральное место занимает апостол Петр, мужественно проповедующий народу Израилеву С тринадцатой главы и далее на первый план выходит апостол Павел как ревностный, вдохновенный и неутомимый просветитель язычников.Деяния охватывают приблизительно 33-летний период. Дж. Б. Филлипс заметил, что ни в один другой сравнимый по протяженности период человеческой истории "небольшое количество простых людей не смогло так повлиять на мир, чтобы их враги со слезами ярости на глазах говорили, что эти люди "перевернули мир вверх дном"". (J. В. Pmllips, The Young Church in Action,

Vvi.)План

I. ЦЕРКОВЬ В ИЕРУСАЛИМЕ (Гл. 1 - 7)

А. Воскресший Господь обещает крещение Духом Святым (1,1-5)

Б. Возносящийся Господь дает Апостолам повеление (1,6-11)

В. Пребывающие в молитве ученики ожидают в Иерусалиме (1,12-26)

Г. День Пятидесятницы и рождение Церкви (2,1-47)

Д. Исцеление хромого и призыв народа израильского к покаянию (3,1-26)

Е. Преследования и рост Церкви (4,1-7,60)

II. ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ И САМАРИИ (8,1-9,31)

А Служение Филиппа в Самарии (8,1-25)

Б. Филипп и евнух ефиоплянин (8,26-40)

В. Обращение Савла из Тарса (9,1-31)

III. ЦЕРКОВЬ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ (9,32-28,31)

А Петр проповедует язычникам Евангелие (9,32 - 11.18)

Б. Основание церкви в Антиохии (11,19-30)

В. Гонения Ирода на христиан и его смерть (12,1-23)

Г. Первое миссионерское путешествие Павла: Галатия (12,24 - 14,28)

Д. Совещание в Иерусалиме (15,1-35)

Е. Второе миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (15,36-18,22)

Ж. Третье миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (18,23-21,26)

3. Арест Павла и суды над ним (21,27-26,32)

И. Путь Павла в Рим и кораблекрушение (27,1-28,16)

К. Домашний арест Павла и его свидетельство иудеям в Риме (28,17-31)

6,1 Если дьявол не может разрушить что-либо атаками извне, он попытается уничтожить это с помощью внутренних раздоров, что иллюстрируют следующие стихи.

На заре христианства существовал обычай ежедневно раздавать определенные суммы бедным вдовам из церковной общины, у которых не было других источников дохода. Некоторые верующие, грекоязычные иудеи (еллинисты), стали проявлять недовольство, потому что, как они считали, вдовицы их не получали столько же, сколько вдовы евреев (из Иерусалима и Иудеи).

6,2-3 Двенадцать апостолов понимали, что по мере роста Церкви возникает необходимость принять некоторые меры, которые позволили бы улаживать такого рода дела. Сами они не хотели отвлекаться от служения слова Божьего и заниматься финансовыми вопросами, поэтому посоветовали церкви выбрать семь человек, исполненных Святого Духа, которые бы занимались хозяйственными делами Церкви.

Хотя в Библии эти люди и не называются диаконами, мы не без основания можем считать их таковыми. В выражении "пещисъ о столах " греческое слово, обозначающее "пещись", -глагольная форма слова "служить" (diakoneo), образованная от существительного diakonos - "слуга", которое дало в русском языке слою "диакон". Таким образом, буквально их обязанностью была забота о столах.

Они должны были отвечать трем требованиям:

1. Быть изведанными Уважаемыми

2. Исполненными Духовными Святого Духа

3. Исполненными Практичными мудрости

Более подробная характеристика диаконов дана в 1 Тимофею 3,8-13.

6,4 Апостолы постоянно пребывали в молитве и служении слова. Здесь важен именно такой порядок: сначала молитва, потом служение слова. Прежде чем говорить с людьми о Боге, они говорили с Богом о людях.

6,5-6 Судя по именам семи выбранных человек, большинство из них до обращения были грекоязычными евреями (еллинистами), что можно расценить как жест доброй воли по отношению к недовольным. С этого момента с их стороны не могло прозвучать никаких обвинений в пристрастности. Когда сердца людей наполняет Божья любовь, она торжествует над мелочностью и эгоизмом.

Нам хорошо известны лишь двое из диаконов - Стефан, ставший первым мучеником, и Филипп, миссионер, который позднее принес Благую Весть в Самарию, завоевал для Христа евнуха-ефиоплянина и принимал у себя в Кесарии Павла.

Помолившись, апостолы одобрили выбор Церкви, ворожив руки на этих семерых.

6,7 Если стих 7 читать в контексте предыдущих стихов, то напрашивается вывод, что назначение диаконов для ведения хозяйственных дел привело к значительному продвижению вперед Благой Вести. По мере того как слово Божье росло, к общине в Иерусалиме присоединялись новые ученики и очень много иудейских священников стали последователями Господа Иисуса.

6,8 Теперь в центре повествования один из диаконов, Стефан, который ревностно служил Господу, творя чудеса и проповедуя. (Стефан (греч. Stephanos) означает "гирлянда" или "победный венок".) Он первый после апостолов человек в Деяниях, о котором сказано, что он совершал чудеса. Было ли назначение на более высокое служение результатом верной диаконской службы или оба эти служения он осуществлял одновременно? Ответить на этот вопрос, исходя из текста, невозможно.

6,9 Недовольство деятельностью Стефана возникло в синагоге. Синагогами назывались места, где иудеи собирались по субботам, чтобы изучать закон. Название каждой синагоги говорило о людях, которые там собирались. Либертинцы, возможно, были иудеями - римскими вольноотпущенниками. Кирена - город в Африке, выходцы из которого, иудеи, очевидно, обосновались в Иерусалиме. Александрийские иудеи были родом из одноименного египетского города-порта. Киликия - юго-восточная провинция Малой Азии, а Асия - область Малой Азии, образованная тремя округами. Очевидно, сообщества иудеев, выходцев из всех этих мест, имели свои синагоги в Иерусалиме или около него.

6,10-14 Эти ревностные иудеи, как оказалось, не могли победить Стефана в открытой дискуссии. Слова, которые он говорил, и сила, с которой он говорил, были неоспоримы. В отчаянной попытке заставить его замолчать они представили лжесвидетелей, которые обвинили Стефана в хуле на Моисея и на Бога. (Порядок слов может указывать на то, что их больше заботила слава Моисея, чем Бога!) Вскоре он уже стоял перед синедрионом, обвиненный в хульных словах на храм и на закон. Они якобы слышали его слова о том, что Иисус разрушит храм и переменит всю систему обычаев, которые Моисей передал Израилю.

6,15 Синедрион слышал обвинения, но, смотря на Стефана, они видели не личину дьявола, а лицо ангела. Они видели таинственную красоту жизни, которая полностью подчинена Господу и посвящена провозглашению Истины; красоту человека, который больше заботится о том, что подумает Бог, чем о том, что могут сказать люди. Они видели отблеск славы Христа, отраженной в сияющем лице Его преданного ученика.

В главе 7 рассказывается о мастерски построенной защите Стефана. Он начинает свое выступление спокойно, со своего рода обзора истории иудеев. Далее он концентрирует внимание на двух личностях, Иосифе и Моисее, которые были воздвигнуты Богом, отвергнуты Израилем, а затем вознесены как освободители и спасители. Хотя Стефан прямо и не сравнивает их с Христом, аналогия здесь очевидна. И наконец, Стефан переходит к резкой критике израильских вождей, обвиняя их в сопротивлении Святому Духу, убиении Праведного и нарушении законов Божьих.

Стефан, вероятно, знал, что его жизнь в опасности. Чтобы избавиться от этой опасности, ему достаточно было показать готовность к компромиссу, попытаться умиротворить судей своей речью. Но он скорее готов был умереть, чем предать свою священную веру. Его мужество достойно восхищения!

. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей .

Не в те же самые дни, когда Ангел освободил апостолов из темницы, но через несколько дней после этих, – такой оборот речи обычен Писанию. А эллинистами, по моему мнению, называет лиц, говоривших по-эллински.

«В ежедневном раздаянии потребностей» .

Итак, служение вдовицам было делом каждодневным. Служением называет дело милостыни. Презрение же вдовиц произошло не от худых качеств, но от оплошности народа. Поэтому как только забота о них была народу предложена, прекратилось и горе их.

. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере .

Не сами апостолы избирают, но предоставляют избрание народу, который и имел получить пользу от служения диаконов; он и избирает, и назначает.

«Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах». Потому что необходимое следует предпочитать тому, что не необходимо.

«Выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости». Называет писатель их не просто духовными, но исполненными Духа и премудрости, потому что принимать жалобы вдовиц было делом величайшей мудрости.

«Помолившись, возложили на них руки». Смотри, как Лука немногословен: не говорит, как были рукоположены, но говорит только, что были рукоположены с молитвой. На мужа возлагается рука – вот в чем состоит хиротония, но все совершает Бог. Какую же хиротонию получили эти семь мужей? Диаконскую ли? Они рукоположены были именно на это дело, то есть на доставление верующим необходимых потребностей.

«Число учеников весьма умножалось в Иерусалиме». . Не просто сказал об этом, но так, что показал, как велика сила милостыни и этого учреждения диаконов.

. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Смотри, как из семи один был предпочтен прочим: хотя хиротония и была общей, однако же этот стяжал большую благодать. Обрати взор и на то, что до этого времени он не творил чудес, но стал творить чудеса, когда сделался известным как избранный и рукоположенный, чтобы показать, что одной благодати недостаточно, но необходима и хиротония. Итак, через рукоположение сообщилось приращение Духа, потому что еще до хиротонии, при избрании, о нем было засвидетельствовано, как исполненном Духа, но дары Духа различны.

«Вступили в спор со Стефаном» . В раздражении и гневе спорят для того, чтобы вынудить его сказать что-нибудь. А он, быть может, беседовал очень откровенно и говорил о прекращении закона, или, вернее, не говорил, а намекал, потому что если бы он говорил ясно, то эти «некоторые» не имели бы нужды в лжесвидетелях. Но замечай: он не предоставляет себе права учить, но вынуждается к этому теми, кто спорит с ним.

«Тогда научили они некоторых сказать» . Спорщики свидетельствуют не сами, – потому что их тотчас изобличили бы, что они клевещут на Стефана по зависти, – но подкупают других, чтобы не сочли это дело неправым, – потому что они не Бога боялись, оскверняя себя убийством, но взор свой обращали на мнение людей.

«И представили ложных свидетелей, которые говорили» . Всюду лжесвидетельство. Не хотели убить просто, но по приговору, рассчитывая на то, что этим они подорвут доброе мнение о тех, кого убивали. Не сказали о Стефане: «говорит», но – «не перестает. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей («Назорей» говорится в поношение) «разрушит место сие» . Это говорили и о Христе: «Разрушающий храм» (). Велика была между ними боязнь за церковь, но обвинение было двойное – обвинение в том, что он намерен изменить обычаи, и в том, что намерен ввести иные обычаи.

«Все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» . соделал Стефана приятным; так как он имел еще что-то сказать, то, чтобы тотчас поразить их его взором, Бог осиял его лицо, потому что и к лицам людей, исполненных духовной благодати, любящие их относятся с вожделением, а враги с почтением.

Первые христианские диаконы (1–6). Св. Архидиакон Стефан (7–15)

Деян.6:1. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Евреи из стран языческих.

«В сии дни» – неопределенное хронологическое указание, во всяком случае дающее заключить о не столь отдаленной близости описываемых событий к предыдущему.

«У Еллинистов... на Евреев..». т.е. между христианами из еллинистов и евреев. «Еллинисты» – это иудеи, жившие в разных странах языческого (греко-римского) мира и говорившие на общераспространенном тогда греческом языке. Многие из них были прозелитами, т.е. принявшими иудейскую веру язычниками. Еллинисты иногда переселялись из языческих стран на жительство в Палестину и Иерусалим и во всяком случае, считали своим долгом путешествовать в Иерусалим на праздники, оставаясь здесь на более или менее продолжительное время, а иногда пребывая подолгу здесь по своим торговым и другим делам. Из них то многие вступили и в хрисианство, вполне подготовленные к его принятию. Под именем «евреев» здесь разумеются христиане из коренных постоянных иудеев – уроженцев Палестины, говорившие языком еврейским.

«В ежедневном раздаянии потребностей..». εν τῆ διακονια τῆ καθημερινῆ, слав.: ««во вседневном служении...», как видно из дальнейшего, это было служение «трапезам», т.е. снабжение нуждающихся пищею и другими потребностями на общих трапезах (Деян.2:46), устроявшихся, вероятно, в разных частях города, в местах общественных собраний христиан. При этом то и показалось еллинистам, что вдовы их пренебрегаются. Пренебрежение это, конечно, зависело не от самих Апостолов, а, очевидно, от подчиненных им непосредственных распорядителей дела. Св. Златоуст полагает, также, что «это происходило не от недоброжелательства, но, вероятно, от невнимательности по причине многолюдства..., ибо в таком случае не может не быть затруднения». Возможно, что тут сказался отличавший Палестинских евреев дух некоторого превозношения пред еллинистами, более близко соприкасавшимися нечистой языческой среды, чего не мог, как видно, сгладить даже высокий дух христианства в первом обществе Иерусалимском. Как бы то ни было, пренебрежение еллинистских вдовиц было на лицо и вызвало неудовольствие, опасность которого, быть может, более важная, чем внешние преследования, столь мудро устраняется Апостолами в корне, с самого начала.

Деян.6:2. Тогда двенадцать Апостолов , созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

«Созвав множество учеников»...», т.е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили Апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (срв. Златоуст и Феофил.).

«Не хорошо нам...», ουκ αρεστόν εστιν ημᾶς«..., «не угодно есть нам», не нравится.

«Оставив Слово Божие"", т.е. проповедание Слова Божия – эту главную свою обязанность.

Деян.6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

«Выберите...», всему обществу верующих Апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу.

«Семь человек...» Священное число.

«Исполненных Духа Святого..». так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам. «И мудрости..». в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно – чисто практическая, житейская добродетель.

Деян.6:4. а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

«В служении Слова», т.е. евангельской проповеди, в отличие от попечения о столах.

Деян.6:5. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

«Исполненного веры» – в смысле особенного дара Св. Духа – веры чудодейственной (1 Кор.12:9), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения (Деян.6:8).

После «Стефана» более других известен «Филипп» (Деян.8). Об остальных в писаниях Апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения: «Прохор» был спутником сначала Ап. Петра, потом спутником и писцом Ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

«Никанор» убит иудеями в день убиения Архидиакона Стефана. «Тимон» был, по преданию, епископом Вострским (в Аравии), скончался тоже мученически.

«Пармен» скончался пред глазами Апостолов и погребен ими (Чет.-Мин., 1юл. 28).

«Николай», прозелит, антиохиец, избрание которого показывает мудрость избиравших, ибо он, без сомнения, принадлежал к еллинистам, вдовицы которых были пренебрегаемы, что и возбуждало. Неизвестно, удержался ли он на высоте своего служения, только имя его не вписано во святых.

Деян.6:6. их поставили перед Апостолами, и сии , помолившись, возложили на них руки.

«Их поставили пред Апостолами» – для действительного поставления их в должность. Не само избравшее общество поставляет их, а предоставляет сие Апостолам, которые одни имели право и власть совершить самое поставление избранных своим руковозложением. «Помолясь» – о том, конечно, чтобы благодать Божия, немощное врачующая и недостаточествующее восполняющая, проручествовала избранных на их особенное служение Церкви Божией.

«Возложили на них руки». Способ и вместе – внешний символический знак излияния на рукополагаемого особенных даров Св. Духа. Это рукоположение (срв. Чис.27:18) последовало за молитвою, как особенное от нее символическое действие, а не простое сопровождение молитвы. Это было именно действие посвящения избранных, или внешняя сторона таинства. «Заметь, говорит здесь Златоуст, как писатель не говорит ничего лишнего; он не объясняет, каким образом, но просто говорит, что они рукоположены были с молитвою, ибо так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека, но все совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого, если рукоположение совершено, как должно»...

Деян.6:7. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

«И Слово Божие росло», замечание, дающее заключить о последовавшем успокоении христианского общества и усиленной успешности проповеди Апостольской, благодаря сосредоточению их деятельности всецело на этой проповеди. Успех выразился особенно в том, что многие даже и из священников покорились вере в Иисуса Мессию, препобежденные в своем упорстве неотразимою убедительностью Апостольской проповеди.

Деян.6:8. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

«Исполненный веры и силы» – веры, как причины или источника чудодейственной силы, – силы, как особого проявления и действия веры. Здесь впервые упоминается о совершении великих знамений и чудес не только Апостолами, но и другими верующими – для более успешного распространения Церкви Христовой.

Деян.6:9. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;:

Деян.6:10. но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

«Некоторые... вступили в спор», ανέστησαν δέ τινες... συζητοῦντες τψ Στεφάνω..., точнее слав.: «Возсташа же нецыи... стязающеся со Стефаном».

Вступившие в спор со Стефаном были еллинисты, каковым, по-видимому, был и сам Стефан, судя по его имени и речи (гл. VII), в которой ветхозаветные места приводятся у него по LXX. Предание говорит, что он был даже родственником Савла, а этот, как известно, был родом из Тарса Киликийского (Чет.-Мин. Дек. 27).

Вступившие в спор со Стефаном были, далее, «из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и» – «из Киликии и Aсии». Синагог было в то время в Иерусалиме, по исчислениям раввинов, около 500, в числе коих приводятся и упоминаемые 5. «Либертинцы» – это иудеи, переселенные римлянами (особенно при Помпее лет за 60 до Р. Хр.) в качестве военнопленных в Рим, но потом освобожденные и, как свободные, возвратившиеся в отечество (многие из них, впрочем, предпочли добровольно остаться в Риме). Эти то вольноотпущенники (libertini) и образовали, по возвращении, свою синагогу «либертинцев».

«Киринейцы и Алексаидрийцы» – переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из Кирены и Александрии.

В Кирене (город в Ливии, на Западе от Египта), по свидетельству Флавия, четвертая часть жителей состояла из иудеев, а в Александрии (в нижнем Египте) из пяти частей города – две населены были сплошь иудеями (Археол. XIV, 7, 2; XVI, 6, 1; XIV, 10, 1; XIX, 5, 2). В том и другом городе они жили издавна или поселенные в качестве военнопленных или переселившись сюда добровольно. В Александрии был центр еврейско-греческой учености, отпечаток которой, вероятно, носила и синагога Александрийцев в Иерусалиме.

«Киликия и Асия» – две малоазийские области, в коих также жило много иудеев, и переселенцы или временно пребывавшие в Иерусалиме из них также имели здесь свои особые синагоги.

Все эти 5 синагог восстали враждою против Стефана в лице некоторых членов своих и пытались оспорить его, т.е. его учение и права влияния на народ.

«Не могли противостоять мудрости». Мудрости – не в смысле иудейско-еллинской учености, но в смысле истинно-христианской мудрости, в просвещении истинами Евангельского учения и дарованиями Св. Духа (I Кор.12:8).

Деян.6:11. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

Деян.6:12. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

Замечательно, что врагам христианства в деле Стефана удается возбудить народ, доселе бывший на стороне христиан и Апостолов (срв. Деян.5:13, 26). Это удается именно взведением обвинения на Стефана в богохульстве – самом тяжком преступлении по закону Моисееву. Как и при судебном обвинении самого Господа, народ легкомысленно дал веру этой клевете и хитро доведен был до негодования и возмущения против мнимого богохульника и тех, к среде которых он принадлежал.

Преднамеренность обвинения Стефана и возмущения против него народа ясна из того, что Синедрион был уже совершенно готов для суда над Стефаном, когда его открыто схватили и привели в Синедрион. Таким образом, исполнилась затаенная мечта врагов Христа – устроить погром в обществе христианском возбуждением народной ярости, если не лично против Апостолов, то сначала против одного из новопоставленных диаконов, а потом уже и против всего общества с Апостолами во главе.

Деян.6:13. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

«Представили ложных, свидетелей», т.е. приписывавших Стефану совсем не то, что он говорил действительно, извращавших его речи. «Он, быть может, беседовал очень откровенно и говорил о прекращении закона, или, вернее – не говорил, а намекал, потому что, если бы он говорил ясно, то эти «некоторые» не имели бы нужды в лжесвидетелях» (Феофил.).

«На святое место сие», т.е. храм Иерусалимский, «и на закон», т.е. Моисеев, главную основу всей ветхозаветной жизни.

Как при осуждении Господа Иисуса лжесвидетели перетолковали одно изречение Его о разрушении храма (Матф.26:61; срв. Иоан.2:19), чтобы представить Его богохульником, так и теперь лжесвидетели Стефана, вероятно, перетолковали какое-либо изречение его, где он выражая преобразующее действие христианства и отношение к Ветхому Завету. Это было, вероятно, при спорах его с еллинистами, и бывало неоднократно («не перестает»).

Деян.6:14. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

«Мы слышали, как он говорил...», ακηκόαμεν γάρ αυτοῦ λέγοντος, слышали его говорящим, что.. . дальнейшие слова – не собственные слова Стефана, а вложенные в уста его лжесвидетелями и ими перетолкованные по своему.

«Иисус Назорей...», в греческом и славянском тексте с добавлением презрительного – «сей» (οῦτος).

Деян.6:15. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

«Видели лице его, как лице Ангела». Это было тем удивительнее, чем неестественнее для обыкновенного подсудимого, которого все думали увидеть с выражением страха, уныния или, по меньшей мере, враждебного настроения, присущего оскорбленному клеветою.

Исполненная совершенно другими чувствованиями, чистая душа Стефана выражалась мужественным спокойствием лица и торжествующим одушевлением, сообщавшим – в контраст атмосфере обвинителей с их злобою и неистовством – поистине ангелоподобную светлость и приятность его юному лицу. Это тем более должно быть понятно, что если и прежде Стефан был исполнен особой силы Духа Св. (Деян.6:8), то в эту решительную и торжественную для него минуту он, без сомнения, удостоился особенного озарения от Духа Божия, преобразившего самый внешний вид его в ангелоподобный.

6:1,2 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах
В молодых и неопытных собраниях, организованных апостолами, стали возникать проблемы, и такое всегда случается в обществе, состоящем более, чем из одного человека. Но этого не надо бояться.
Понятно, что игнорировать проблемы - нельзя, ибо христианское собрание - это не то собрание, в котором совершенно нет проблем. Но это собрание людей, в котором все возникающие проблемы решают на основании Божьих принципов (по крайней мере, должны решать).

Важно отметить, что апостолы не стали сразу хвататься сами за решение проблемы: решай они все проблемы собраний сами лично, ни на что другое у них просто не осталось бы времени, ибо сколько людей – столько и проблем возникает. Тем более, что основная их способность была необходима для распространения слова Божьего. И кроме них – никто другой не смог бы это сделать.
К тому же, если бы они решали всё и всегда сами, то другие братья не научились бы брать на себя ответственность в решении проблем собрания и решать эти проблемы самостоятельно. А значит, они не могли бы духовно закаляться и расти.

Однако пещись о столах и делах собраний (о хозяйственно - бытовых, не духовных делах) – не такой уж и непосильный труд, чтобы его нельзя было доверить любому христианину, обладающему способностями организаторов. Об этом апостолы и решили позаботиться в собрании Еллинистов (евреев из стран языческих)

Ещё интересный момент: разделилось ли собрание на два, например, одно стало состоять из Еллинистов, а другое из евреев Иудеи ради облегчения жизни конфликтующих сторон? Нет, ибо смысл христианства не в том, чтобы разбегаться по разным углам райской планеты во избежание столкновений и возникновения из-за этого проблем.
А в том, чтобы мирно и ответственно научиться решать возникающие проблемы на основании предложенных Богом принципов: проблемы надо РЕШАТЬ, а не убегать от них.

Что помогло РЕШИТЬ проблему того собрания? Еллинисты удобовразумительно изложили, в чем конкретно заключается их проблема, апостолы внимательно выслушали, вникли в суть вопроса и предложили решение с учетом всех обстоятельств. Бог хочет, чтобы люди объединялись в одну большую семью и учились совместно решать серьёзные вопросы, а не разбегались при возникновении первой же трудности.

6:3 Назначение на эти «должности» заботы о «столах» собраний – проходило не от Бога свыше, и не через назначение апостолами, а выборным путём в тех собраниях, где нужно было кого-то назначить старшим.
Но выбирали братьев-христиан с учётом способностей каждого:
выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу

И пригодность братьев для ведения повседневных дел собрания определяли смотря по сложившемуся мнению о человеке за какой-то период времени.
Апостолам было всё равно: кого выберут братья собрания, тех они и одобрят. Это и логично: кто, как не члены собраний могут знать лучше друг друга, чтобы определить степень пригодности выбираемых кандидатур по управлению делами собрания?

6:4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова
Апостолам же надлежало заниматься духовными проблемами собраний. Их забота о донесении слова Божьего до людей и образование собраний для откликнувшихся на слово Божье - было главным поручением от Бога для них. О выполнении этого поручения прежде всего они и беспокоились.

И в принципе: если каждый в собраниях будет делать то, что получается у него лучше всего, а не будет пытаться брать на себя функции, в которых он не понимает ничего или понимает мало – то у собрания есть шанс процветать.

6:5,6 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6 их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки
Интересная процедура возложения рук на избранников собрания – описана здесь. Это возложение рук не означало передачу святого духа, ибо избирали из среды уже помазанных, из среды тех, кто ДО возложения рук апостолов получил святой дух от Бога.

Что означала эта процедура? Всего лишь публичное одобрение апостолами братьев, избранных на те виды служения, в которых нуждалось собрание.
С этого момента все видящие эту процедуру утверждения их апостолами - должны были бы слушаться этих братьев как представителей власти Бога в собрании. Только и всего.
В настоящее время процедура назначения старших ответственных братьев собраний в разных христианских конфессиях видоизменена настолько, что и не понять, откуда там взяли образец для подражания, назначая братьев на те или иные ответственные «должности» сегодня.

6:7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Интересно, что благодаря распространению слова Божьего – благодаря тому, что «столы собраний» не отвлекали апостолов от главного дела - количество верующих в центре иудаизма – росло. Даже многие священники приняли сторону Христа. Не этого ли ожидал от них Бог?

А потому не стоит быстро кого -то определять в списки овец или козлов: кому -то меньше времени надо для того, чтобы разобраться в духовных вопросах и в самих себе. Кому - то на это нужно больше времени. Не успели священники при Христе во многом разобраться, но после его ухода - разобрались.
Да и ведь такая суета бывает:
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают ; (Лук.8:13)

Во всём стоит основательно разбираться, особенно в духовных ценностях, но и тянуть эти разборки до бесконечности, оправдываясь тем, что ещё не всё знаешь и ещё не со всем разобрался - также не стоит. Потому что и другая крайность – опасна:
всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины . (2Тим.3:7)

6:8,9 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
Стефан же, хотя и для «столовских» дел собрания был назначен – успевал также не менее ревностно и слово Божье отстаивать, и совершать по ходу - великие знамения и чудеса.

6:10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
И в слове Божьем, и в мудрости, с которой говорил Стефан – не могли ему противостоять посетители многих синагог в том смысле, что аргументы Стефана по слову Божьему – легко перевешивали аргументы спорящих с ним. Так в нём действовал святой дух, помогая отстаивать истину Божью и отыскивать овец Божьих среди сородников своих и прозелитов.

6:11-15 Но история повторилась: те, кто не может противостоять в слове, понятно, сердятся и прибегают к тому, чтобы этому «слову» перекрыть кислород. И методы - одинаковые во все времена: находят ложных свидетелей чему-нибудь эдакому противозаконному и всё, не отмоешься, а на «ковёр» синедриона попадёшь.

Такой же сценарий духовного спектакля ожидал и Стефана :
Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

В синедрионе, правда, отметили, что лицо его – как лицо ангела, то есть, что-то необычное было в лице его, выделялось оно на фоне лиц, пригнавших Стефана в синедрион. Но и это Стефану не помогло. Разве что показало различие в выражении просветлённых добротой и любовью лиц Божьих служителей и - злых противников Его.