Кондуит и швамбрания очень краткое содержание. Лев кассиль кондуит и швамбрания. Смотреть что такое "Кондуит и Швамбрания" в других словарях

  • Дата: 18.12.2023

Состоит из двух частей - «Кондуит» и «Швамбрания»

Кондуит и Швамбрания
Жанр автобиографический роман [d]
Автор Лев Абрамович Кассиль
Язык оригинала русский
Дата первой публикации

Сюжет

Двое детей из докторской семьи из Покровска - Лёля и Оська (их прототипами стали соответственно сам Лев Кассиль и его брат Иосиф) - придумывают воображаемую страну Швамбранию. Эта страна находится в Тихом океане и по размерам сравнима с Австралией. Швамбрания - настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Жюля Верна и Фенимора Купера , а также реальностью России начала XX века. Дети дают своим героям имена из названий лекарств и других торговых марок (например, Бренабор , Беф Строганов , Уродонал), что порождает множество смешных ситуаций. К примеру, одну из знаменитых красавиц Швамбрании они назвали «Каскара Саграда » в честь пилюль от запора.

Война, голод и разруха заставляют детей взрослеть быстрее. Лёля помогает комиссару Чубарькову налаживать жизнь в Покровске. Для игр в Швамбранию остаётся все меньше времени и места. Лёля и Оська выбирают для этого развалины старого дома, где ненароком обнаруживают Кирикова, варящего самогон . Подслушав их игры, бывший учитель называет свою бурду «эликсиром Швамбрания», опошлив святое для детей слово. Лёля и Оська решают торжественно похоронить Швамбранию, пока её не испортил внешний мир, и предлагают Чубарькову и товарищам разобрать «Швамбранию» - заброшенный дом - на дрова.

История и разночтения в переизданиях

Повесть «Кондуит и Швамбрания», объединившая два ранее отдельных автобиографических произведения, была опубликована в 1935 году. Высоко оценённая читателями, она была переиздана в 1936 и 1937 годах, после чего наступил двадцатилетний перерыв, вызванный тем, что один из её главных героев - брат автора, Иосиф Кассиль (Оська) - был в январе 1938 года расстрелян по ложному обвинению как «участник троцкистской террористической организации» (реабилитирован в 1956 году). В конце 1940-х годов, когда велась кампания «борьбы с космополитизмом », повесть Кассиля подверглась идеологическим нападкам (одна из критических статей называлась «Это не нужно детям») .

В 1957 году переработанная версия повести была опубликована в Москве и Петрозаводске, с тех пор книга многократно переиздавалась в этой новой версии. Сравнение версий показывает, что из первоначального текста были вычеркнуты множество фрагментов и даже целые главы. Были, в частности, удалены все ссылки на Республику немцев Поволжья и на её немецких обитателей (город Покровск, позднее названный Энгельс , был столицей этой республики). В новой версии также стало заметно меньше упоминаний о евреях. Наконец, были вычеркнуты или сглажены идеологически сомнительные места, например, слова Стёпки:

По мнению литературоведа С. Б. Борисова , большинство правок были вызваны требованиями

НЕОБЫЧАЙНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ДВУХ РЫЦАРЕЙ,

в поисках справедливости открывших на материке Большого Зуба

ВЕЛИКОЕ ГОСУДАРСТВО ШВАМБРАНСКОЕ,

описанием удивительных событий, происшедших на блуждающих островах, а также о многом ином,

изложенном бывшим швамбранским адмиралом

АРДЕЛЯРОМ КЕЙСОМ,

ныне живущим под именем

ЛЬВА КАССИЛЯ,

приложением множества тайных документов, мореходных карт, государственного герба и собственного флага.

СТРАНА ВУЛКАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ОТКРЫТИЕ

Вечером 11 октября 1492 года Христофор Колумб, на 68-й день своего плавания, заметил вдали какой-то движущийся свет. Колумб пошел на огонек и открыл Америку.

Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбранию.

ПРОПАВШАЯ КОРОЛЕВА, ИЛИ ТАЙНА РАКУШЕЧНОГО ГРОТА

Все началось с того, что пропала королева. Она исчезла среди бела дня, и день померк. Самое ужасное заключалось в том, что это была папина королева. Папа увлекался шахматами, а королева, как известно, весьма полномочная фигура на шахматной доске.

Исчезнувшая королева входила в новенький набор, только что сделанный токарем по специальному папиному заказу. Папа очень дорожил новыми шахматами.

Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно.

Точеные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотеров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея… Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат!

В тот исторический день белая королева-извозчик подрядилась везти на черном коне черную королеву-архиерея к черному королю-генералу. Они поехали. Черный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел пешкам натереть клетчатый паркет и зажег электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.

Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение черной королевы…

Мы едва не протерли коленки, ползая по полу, заглядывая под стулья, столы, шкафы. Все было напрасно. Королева, дрянь точеная, исчезла бесследно! Пришлось сообщить маме. Она подняла на ноги весь дом. Однако и общие поиски ни к чему не привели. На наши стриженые головы надвигалась неотвратимая гроза. И вот приехал папа.

Да, это была непогодка! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, самум, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал. Он назвал нас варварами и вандалами. Он сказал, что даже медведя можно научить ценить вещи и бережно обращаться с ними. Он кричал, что в нас заложен разбойничий инстинкт разрушения и он не потерпит этого инстинкта и вандализма.

– Марш оба в «аптечку» – в угол! – закричал в довершение всего отец. – Вандалы!!!

Мы поглядели друг на друга и дружно заревели.

– Если бы я знал, что у меня такой папа будет, – ревел Оська, – ни за что бы в жизни не родился!

Мама тоже часто заморгала глазами и готова была «капнуть». Но это не смягчило папу. И мы побрели в «аптечку».

«Аптечкой» у нас почему-то называлась полутемная проходная комната около уборной и кухни. На маленьком оконце стояли пыльные склянки и бутылки. Вероятно, это и породило кличку.

В одном из углов «аптечки» была маленькая скамеечка, известная под названием «скамьи подсудимых». Дело в том, что папа-доктор считал стояние детей в углу негигиеничным и не ставил нас в угол, а сажал.

Мы сидели на позорной скамье. В «аптечке» синели тюремные сумерки. Оська сказал:

– Это он про цирк ругался… что там ведмедь с вещами обращается? Да?

– А вандалы тоже в цирке?

– Вандалы – это разбойники, – мрачно пояснил я.

– Я так и догадался, – обрадовался Оська, – на них набуты кандалы.

В кухонной двери показалась голова кухарки Аннушки.

– Что ж это такое? – негодующе всплеснула руками Аннушка. – Из-за бариновой бирюльки дитев в угол содят… Ах вы, грешники мои! Принести, что ль, кошку поиграться?

– А ну ее, твою кошку! – буркнул я, и уже погасшая обида вспыхнула с новой силой.

Сумерки сгущались. Несчастливый день заканчивался. Земля поворачивалась спиной к Солнцу, и мир тоже повернулся к нам самой обидной стороной. Из своего позорного угла мы обозревали несправедливый мир. Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нем не было уделено. Всеми пятью частями света владели взрослые. Они распоряжались историей, скакали верхом, охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли в шахматы… А дети стояли в углах. Взрослые забыли, наверно, свои детские игры и книжки, которыми они зачитывались, когда были маленькими. Должно быть, забыли! Иначе они бы позволяли нам дружить со всеми на улице, лазить по крышам, бултыхаться в лужах и видеть кипяток в шахматном короле…

Дата создания: 1928-1931.

Жанр: повесть.

Тема: мечта и реальность.

Идея: люди сами способны построить счастливый мир.

Проблематика. Противостояние "старого" и "нового" в сознании.

Основные герои: Леля, Оська.

Сюжет. В основе сюжета лежит реальная биография Л. Кассиля. Повесть начинается с детства двух братьев: Лели и младшего Оськи.

Мальчики играли с отцовскими шахматами и потеряли черного ферзя. За это их поставили в угол. Леле пришла в голову мысль создать свой собственный воображаемый мир, где они могли делать все что угодно.

Так возникла страна Швамбрания. Ребята нарисовали ее карту, придумали герб и флаг. В этой стране они вели войны, путешествовали, совершали подвиги.

Все происходящее в реальной жизни находило свое отражение в Швамбрании. Только в воображаемом мире у всех приключений был счастливый финал.

Для Лели большим событием стало поступление в гимназию. Из уютной домашней обстановки мальчик попал в суровый и подчас жестокий мир, где действовали строгие правила и предписания. В жизни Лели появился кондуит - журнал, в котором преподаватели записывали проступки учащихся. Кондуит стал для него символом несправедливости.

К начавшейся Первой мировой войне мальчики сначала отнеслись с воодушевлением. Но после того как Леля увидел инсценировку настоящего боя, он понял, что в войне нет ничего хорошего и интересного.

Леля первым узнал по телефону о Февральской революции. Он радовался перевороту, даже не понимая, что произошло. Свержение самодержавия для него означало возможность выступить против начальства.

В обществе происходили бурные перемены. В гимназии был смещен с должности директор, в чем активно принимали участие гимназисты.

Октябрьская революция совершила полный переворот в сознании братьев. С этого времени в их играх появилось четкое деление на "своих" и чужих".

Вместо гимназии была образована единая трудовая школа. Бывшие гимназисты посчитали, что революция дала им полную свободу действий. В школе воцарилась настоящая анархия. Вскоре младший брат также был принят в школу.

Ученики продолжали буянить, пока их не убедили, что революция вовсе не отменяла знания. С этого времени все школьники стали усиленно заниматься. Ярким примером стало соревнование по алгебре между "А" и "Б" классами.

Ребята с большим уважением относились к назначенному в их город комиссару. Они полюбили его за строгость и справедливость. Когда комиссар заболел тифом и находился при смерти, все школьники постоянно справлялись о его здоровье.

В семью Лели приехали сразу три тетки. Они не признавали революции и старались так же настроить мальчиков. Вскоре интеллигентная семья вплотную столкнулась с "прелестями" новой жизни. Было нечего есть, не хватало дров, отключили электричество. Вдобавок папу мобилизовали на Уральский фронт для борьбы с тифом. Леля стал "главным мужчиной" в доме и повел борьбу с контрреволюцией теток.

Игра в Швамбранию продолжалась в старом полуразвалившемся доме. Там братья встретили двух мужчин, тайком гнавших самогон. Они стали часто ходить туда и помогать "алхимикам", не догадываясь, чем они занимаются.

Заметное оживление внесла в жизнь ребят приехавшая двоюродная сестра Дина. Она была коммунисткой и призывала братьев покончить с играми и заняться настоящим делом. Дину назначили заведующей детской библиотекой. Она активно взялась за работу, устроив вдобавок небольшой театральный кружок. Вскоре дети поставили первый спектакль, на который пригласили своих родителей. Премьера прошла при бурных аплодисментах.

После спектакля Дина высмеяла перед всеми ребятами увлечение Лели и Оськи воображаемой Швамбранией. Братья обиделись и перестали ходить в библиотеку. Но в глубине души они понимали, что сестра права. Детство кончилось, пора было входить во взрослую жизнь. Ребята в последний раз посетили "алхимиков" в старом доме и поняли, что помогали самогонщикам.

Вскоре с фронта вернулся измученный отец. Работа в полевых условиях тоже сильно повлияла на него, сделав из интеллигента убежденного большевика.

Символическими похоронами Швамбрании стал слом на дрова старого дома, где играли братья. Леля и Оська навсегда распрощались с детскими мечтами.

Через много лет Леля приезжает к Оське, чтобы поздравить его с рождением дочери. Он читает ему собственную книгу о Швамбрании, ставшей для братьев огромным жизненным уроком.

Отзыв о произведении. Повесть "Кондуит и Швамбрания" правдиво изображает жизнь двух братьев в годы революции. При столкновении с жестокой реальностью дети создают вымышленный мир, где нет места бедам и страданиям. Но революция разрушает преграды между мечтой и реальностью. Братья понимают, что им по силам добиться счастья в настоящей жизни.

Страна вулканического происхождения

Открытие

Вечером 11 октября 1492 года Христофор Колумб, на 68-й день своего плавания, заметил вдали какой-то движущийся свет. Колумб пошел на огонек и открыл Америку.

Вечером 8 февраля 1914 года мы с братом отбывали наказание в углу. На 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался в углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбранию.

Пропавшая королева, или Тайна ракушечного грота

Все началось с того, что пропала королева. Она исчезла среди бела дня, и день померк. Самое ужасное заключалось в том, что это была папина королева. Папа увлекался шахматами, а королева, как известно, весьма полномочная фигура на шахматной доске.

Исчезнувшая королева входила в новенький набор, только что сделанный токарем по специальному папиному заказу. Папа очень дорожил новыми шахматами.

Нам строго запрещалось трогать шахматы, но удержаться было чрезвычайно трудно.

Точеные лакированные фигурки предоставляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр. Пешки, например, могли отлично нести обязанности солдатиков и кеглей. У фигур была скользящая походка полотеров: к их круглым подошвам были приклеены суконочки. Туры могли сойти за рюмки, король – за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея… Нет, никак нельзя было удержаться, чтобы не трогать шахмат!

В тот исторический день белая королева-извозчик подрядилась везти на черном коне черную королеву-архиерея к черному королю-генералу. Они поехали. Черный король-генерал очень хорошо угостил королеву-архиерея. Он поставил на стол белый самовар-король, велел пешкам натереть клетчатый паркет и зажег электрических офицеров. Король и королева выпили по две полные туры.

Когда самовар-король остыл, а игра наскучила, мы собрали фигуры и уже хотели их уложить на место, как вдруг – о ужас! – мы заметили исчезновение черной королевы…

Мы едва не протерли коленки, ползая по полу, заглядывая под стулья, столы, шкафы. Все было напрасно. Королева, дрянь точеная, исчезла бесследно! Пришлось сообщить маме. Она подняла на ноги весь дом. Однако и общие поиски ни к чему не привели. На наши стриженые головы надвигалась неотвратимая гроза. И вот приехал папа.

Да, это была непогодка! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, самум, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал. Он назвал нас варварами и вандалами. Он сказал, что даже медведя можно научить ценить вещи и бережно обращаться с ними. Он кричал, что в нас заложен разбойничий инстинкт разрушения и он не потерпит этого инстинкта и вандализма.

– Марш оба в «аптечку» – в угол! – закричал в довершение всего отец. – Вандалы!!!

Мы поглядели друг на друга и дружно заревели.

– Если бы я знал, что у меня такой папа будет, – ревел Оська, – ни за что бы в жизни не родился!

Мама тоже часто заморгала глазами и готова была «капнуть». Но это не смягчило папу. И мы побрели в «аптечку».

«Аптечкой» у нас почему-то называлась полутемная проходная комната около уборной и кухни. На маленьком оконце стояли пыльные склянки и бутылки. Вероятно, это и породило кличку.

В одном из углов «аптечки» была маленькая скамеечка, известная под названием «скамьи подсудимых». Дело в том, что папа-доктор считал стояние детей в углу негигиеничным и не ставил нас в угол, а сажал.

Мы сидели на позорной скамье. В «аптечке» синели тюремные сумерки. Оська сказал:

– Это он про цирк ругался… что там ведмедь с вещами обращается? Да?

– А вандалы тоже в цирке?

– Вандалы – это разбойники, – мрачно пояснил я.

– Я так и догадался, – обрадовался Оська, – на них набуты кандалы.

В кухонной двери показалась голова кухарки Аннушки.

– Что ж это такое? – негодующе всплеснула руками Аннушка. – Из-за бариновой бирюльки дитев в угол содят… Ах вы, грешники мои! Принести, что ль, кошку поиграться?

– А ну ее, твою кошку! – буркнул я, и уже погасшая обида вспыхнула с новой силой.

Сумерки сгущались. Несчастливый день заканчивался. Земля поворачивалась спиной к Солнцу, и мир тоже повернулся к нам самой обидной стороной. Из своего позорного угла мы обозревали несправедливый мир. Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нем не было уделено. Всеми пятью частями света владели взрослые. Они распоряжались историей, скакали верхом, охотились, командовали кораблями, курили, мастерили настоящие вещи, воевали, любили, спасали, похищали, играли в шахматы… А дети стояли в углах. Взрослые забыли, наверно, свои детские игры и книжки, которыми они зачитывались, когда были маленькими. Должно быть, забыли! Иначе они бы позволяли нам дружить со всеми на улице, лазить по крышам, бултыхаться в лужах и видеть кипяток в шахматном короле…

Так думали мы оба, сидя в углу.

– Давай убегем! – предложил Оська. – Как припустимся!

– Беги, пожалуйста, кто тебя держит?.. Только куда? – резонно возразил я.

– Все равно всюду большие, а ты маленький.

И вдруг ослепительная идея ударила мне в голову. Она пронизала сумрак «аптечки», как молния, и я не удивился, услышав последовавший вскоре гром (потом оказалось, что это Аннушка на кухне уронила противень).

Не надо было никуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Она была здесь, около нас. Ее надо было только выдумать. Я уже видел ее в темноте. Вон там, где дверь в уборную, – пальмы, корабли, дворцы, горы…

– Оська, земля! – воскликнул я задыхаясь. – Земля! Новая игра на всю жизнь!

Оська прежде всего обеспечил себе будущее.

– Чур, я буду дудеть… и машинистом! – сказал Оська. – А во что играть?

– В страну!.. Мы теперь каждый день будем жить не только дома, а еще как будто в такой стране… в нашем государстве. Левое вперед! Даю подходный.

– Есть левое вперед! – отвечал Оська. – Ду-у-у-у-у!!

– Тихай! – командовал я. – Трави носовую! Выпускай пары!

– Ш-ш-ш… – шипел Оська, давая тихий ход, травя носовую и выпуская пары.

И мы сошли со скамейки на берег новой страны.

– А как она будет называться?

Любимой книгой нашей была в то время «Греческие мифы» Шваба. Мы решили назвать свою страну Швабранией. Но это напоминало швабру, которой моют полы. Тогда мы вставили для благозвучия букву «м», и страна наша стала называться Швамбрания, а мы – швамбранами. Все это должно было сохраняться в строжайшей тайне.

Мама скоро освободила нас из заточения. Она и не подозревала, что имеет дело с двумя подданными великой страны Швамбрании.

А через неделю нашлась королева. Кошка закатила ее в щель под сундуком. Токарь к этому времени выточил для папы нового ферзя, поэтому королева досталась нам в полное владение. Мы решили сделать ее хранительницей швамбранской тайны.

У мамы в спальне, на столе, за зеркалом, стоял красивый, всеми забытый грот, сделанный из ракушек. Маленькие решетчатые медные дверцы закрывали вход в уютную пещерочку. Она пустовала. Туда мы решили замуровать королеву. На бумажке мы выписали три буквы: «В. Т. Ш.» (Великая Тайна Швамбрании). Слегка отодрав суконку от королевской подставки, мы засунули туда бумажку, посадили королеву в грот и сургучом запечатали дверцы. Королева была обречена на вечное заточение. О ее дальнейшей судьбе я расскажу потом.

Как вспоминает Лев Кассиль, эта история началась в тот день, когда они с братом Оськой отбывали наказание в углу за утерянную шахматную королеву. Фигурки набора были изготовлены для отца под заказ, и он ими очень дорожил.

Страна, открытая в кладовке

В темном углу кладовки братья чувствовали себя, как в тюрьме.
- А давай убегём! - с надеждой сказал младший братишка Оська. - Как припустимся!
Но старшего брата Лельку внезапно осенила яркая мысль.
- Мы не будем никуда убегать! - заявил он. - Давай придумаем новую игру! Это будет открытая нами земля: дворцы, горы, пальмы, море. Там будет наше собственное государство, о котором не будут знать взрослые.

Новая земля требовала красивого названия. Лелька и Ося назвали Швамбранией, по ассоциации с книгой Шваба «Греческие мифы». Буква «М» была прибавлена для благозвучия.

Кондуит и Швамбрания. Краткое содержание книги

Швамбранию запечатлел на самодельной карте сам Оська. Формой она напоминала человеческий зуб, который юный художник скопировал с рекламы зубного врача.

Зуб символизировал мудрую политику нового государства.
Швамбрания представляла собой материк, окруженный «акианом», волнами и «морьем». На материке были города, бухты и горы. Некоторые слова с ошибками, что оправдывалось молодостью картографа. Была и клякса, под ней честно написано: «Остров не считается, - это клякса нечаянно».

Внизу карты был остров Пилигвиния, со столицей Заграницей. Для удобства на «морье» были начертаны две надписи для лоцманов проходящих кораблей: «так по течению» - «а так против».
Карта поражала симметричностью. Это объяснялось тягой к справедливости, о которой мечтали создатели страны.

Слева «морье» - справа «морье», тут - Аргонск, а там Драндзонск. Ты имеешь - рупь, а я - 100 копеек. Называется - справедливость!

Война начиналась так: с парадного к царю (Лелька) являлся почтальон (Оська) и вручал царю письмо с вызовом от врагов. Враги жили по ту сторону «заборов», изображенных на карте полуокружностями. Сражения происходили на прямоугольнике, обозначенном словом «война». По обе стороны «войны» размещались «плены», куда сажали захваченных солдат.

Брешка и Джек, спутник моряков

Параллельно со швамбранской баталией Россия тоже вступила в Первую мировую войну. Швамбрания всегда выходила победительницей из сражений, как и царская Россия, в школьных учебниках.

В Швамбрании Оська и Лелька проживали в Драндзонске, на последнем этаже тысячеэтажного дома. А в их родном городе Покровске под окнами проходила улица, называемая в народе Брешка.

По ней вечерами прогуливались парни и девушки с ближайших хуторов. Улица была усыпана шелухой семечек. С улицы доносились обрывки «утонченных» разговоров:
- Дозвольте до вас прицепиться, барышня! Как вас кличут? Маша, чи Катюша?
- Не замай… Дюже шустрый! - изысканно отвечала сельская красавица, сплевывая шелуху от семечек. - А впрочем, хай тоби грець, - чипляйся!

… По Волге ходило много грузовых пароходов, что не могло не отразиться на Швамбрании. Там тоже появился герой, известный как Джек, спутник моряков. Это получилось в связи с книжечкой, приобретенной на рынке. Это был международный словарик для моряков.

Как полиглот, Джек свободно говорил: «Кэн ай хелп ю?! Доннер ветер, гутен морген, здрасьте, человек за бортом, мама миа, как много возьмете за спасение корабля»?

Этим он отличался от обитателей Брешки, заплевывающих шелухой улицу, и мог служить образцом культуры для сознательных швамбранцев.

Каюты первого и третьего класса

Много забавных моментов описывает Лев Кассиль в книге «Кондуит и Швамбрания». Краткое содержание не дает возможности полностью погрузиться в жизнь маленьких героев, которая иногда напоминала корабль.

Каюты пассажиров условно делились на категории первого и третьего класса. Каютами первого класса служили гостиная, кабинет отца и столовая. Каютами третьего класса - комната кухарки и кухня.

Из иллюминатора кухни открывался вид на другой мир. В этом мире жили те, кого взрослые называли неподходящим знакомством. Среди них были: нищие, грузчики, трубочисты, дворники, слесари и пожарники. Может они были и неплохими людьми, но наших героев взрослые убеждали, что на них полно микробов.

Наивный Оська как-то задал вопрос Левонтию Абрамкину, мастеру помоечных дел:
- Это правда, что по вам ползают скарлатинки?
- Что еще за скарлатинки? - оскорбился Левонтий. - Обычные вошки. А скарлатинок - таких животных отродясь не упомню…

Оська любил вытаскивать рыбок из аквариума, а потом устраивать их похороны в спичечных коробках. Как-то раз он почистил кошке зубы, а она его исцарапала.

Однажды Оська встретился с попом, о котором подумал, что это девушка, а поп вступил с ним в религиозную беседу.

Оська был великим путанником и постоянно путал: каннибалов с Балканами; сенбернара с артисткой извергов с извергающимся вулканом.

Поездки в народ

Папа швамбранцев работал врачом. Иногда, из демократических побуждений, он заказывал повозку с лошадкой, надевал рубашку-косоворотку и в роли кучера садился на облучок. Если впереди шли знакомые дамы, папа просил Лельку, чтобы он попросил их уступить дорогу. Лелька подходил и смущенно говорил: «Тети, то есть мадамы… папа просит вас трошки подвинуться. А то мы вас ненароком придавим».

"Кончилась эта "езда в народ" тем, что папа однажды опрокинул нас всех в канаву. С тех пор поездки прекратились" (Лев Кассиль, "Кондуит и Швамбрания").

Русская Синдерелла

Однажды швамбранцы поняли, что в жизни что-то не так. Главными на этой земле были взрослые, но не все. А лишь те, на которых были дорогие шубы и форменные фуражки. Остальные заносились в разряд неподходящего знакомства и работали от зари и до зари. Миром правила основная мысль книги "Кондуит и Швамбрания", краткое содержание которой расскажет об основных положительных и отрицательных персонажах.

В гости к швамбранцам приехал кузен Митя, исключенный из гимназии. Митя не любил чиновников и предложил насолить земскому.

Предстоял бал-маскарад, и смазливой горничной Марфуше приготовили роль возмутительницы сердечного покоя земского. Для нее смастерили костюм в виде конверта. На него пошли почтовые марки, которые Марфуша собирала много лет.

На балу Марфуша всех покорила красотой и получила приз: золотые часы. влюбился в прелестницу, но ему сообщили, что Марфуша - простая служанка. Земский был посрамлен.

К его крыльцу ночью Митя прикрутил огромную калошу с запиской: «Кому калоша придется по ноге, та и будет женой земского».
Все - как в истории про Золушку…

Сизари и Кондуит

Лельку приняли в гимназию. Гимназистов называли сизарями из-за цвета шинелей. Сизари были вольными птицами и не желали подчиняться порядкам. В первый же день Лелька, зашедший с мамой в кафе, попал в Кондуит (или Голубиную книгу). Так назывался журнал, куда директор гимназии, прозванный Рыбьим глазом, заносил штрафников. Кафе считалось увеселительным заведением, а гимназистам посещать подобные места не разрешалось.

Записи в кондуите делал и надзиратель гимназии, по кличке Цап-Царапыч. Попасть в журнал было просто; за расстегнутую шинель и появление в городе после семи вечера; за посещение кинематографа или ношение рубашки-вышиванки.

В гимназии жилось весело. Сизари, в основном дети хуторян, дрались, курили в туалете и устраивали пакости учителям. Они придумывали хитрые приборы для передачи шпаргалок из соседних классов. Юные хулиганы мычали, жгли фосфор для вони - все для того, чтобы сорвать урок.

Единственным, кто нравился гимназистам, был языкастый инспектор Ромашов, воспитывавший сизарей нудными внушениями. После его лекций у многих пропадало желание хулиганить, вспоминает автор произведения "Кондуит и Швамбрания".

Герои книги прошли будни старой гимназии. Из наиболее ярких фигур книги выделялся Афонский Рекрут, герой шалмана, человек, чинивший электрические звонки и обожающий литературу.

Шалман, как его прозвали горожане, был пристанищем бедноты. Он находился возле мясных рядов на базаре. В нем китайчонок Чи Сун-ча, ассенизатор Левонтий Абрамкин, немецкий шарманщик Гершта, воры Кривопатря и Шебарша и мелкий Иосиф Пукис. В шалмане читали книги и гимназисты чувствовали себя взрослыми людьми, равными среди равных...

Об этом вспоминает Лев Кассиль. "Кондуит и Швамбрания" (краткое содержание книги не может передать этого в полной мере) описывает быт простого народа. Это описание познакомит юных читателей с жизнью, которая для многих станет настоящим открытием.

Тараканиус и Матрена

Директор из-за драки в Народном саду запретил гуляния. Ученики гимназии возмутились и в знак протеста срезали по всему городу звонки на парадных. Афонский Рекрут, неплохо заработавший на этом, был весьма рад.

Полиция искала загадочных хулиганов. Были пойманы Степан Гавря, по прозвищу Атлантида, и Биндюг, пользовавшийся авторитетом из-за своих мощных кулаков. Их, а с ними еще шестерых сизарей, участвовавших в этом деле, изгнали из гимназии. И лишь после вмешательства Иосифа Пукиса нарушителей восстановили.

Запомнился учитель по кличке Тараканиус, или Длинношеее. Он преподавал латынь и сыпал направо и налево двойки. Была еще обидчивая преподавательница-француженка Матрена Мартыновна. Она сильно не досаждала гимназистам, суровые сизари ее даже по-своему любили, но все равно беспощадно и жестоко разыгрывали на уроках.

Эхо войны донеслось до Покровска. Горожане встречали раненых, вернувшихся с фронта. Приближался 1917 год. Об этих исторических событиях повествует Л. Кассиль ("Кондуит и Швамбрания"). Главные герои книги являются очевидцами российской революции.

Тридцать первого декабря родители Лельки и Оськи пошли к знакомым встречать Новый год. К Лельке пришел одноклассник, и они отправились прогуляться. На беду, им попалась конная упряжка местного миллионера. Гимназисты решили прокатиться. Конь, учуяв чужих, понес похитителей по безлюдным улицам. Перепуганные гимназисты не могли его остановить. Как назло, им встретился Цап-Царапыч.

Завидев надзирателя, конь остановился. Цап-Царапыч пообещал сизарям записать их в кондуит и оставить без обеда. После этого он уселся на облучок, чтобы вернуть похищенную повозку хозяину. Животное, не видя разницы между похитителями, понеслось вскачь, а вышедший из дома хозяин повозки вызвал полицию.

Неизвестно, как оправдывался в полиции Цап-Царапыч, но про этот случай он больше не вспоминал.

Пропажа Атлантиды

Внезапно пропал Степка Атлантида. Как выяснилось - сбежал на фронт. Прежних преподавателей разогнали, а вместо гимназии создали Единую Трудовую Школу с совместным обучением девочек и мальчиков.

Делегация гимназистов пошла в женскую гимназию, чтобы выбрать самых красивых девочек для класса. Им тут же дали клички: Бамбука, Люля-Пилюля, Оглобля и Клякса. С появлением девочек в гимназии стали играть в «гляделки». Игра заключалась в том, чтобы часами глядеть на собеседника. Моргать не разрешалось. Бывали случаи, что доходило до обмороков.

В России произошла революция, царь отрекся от престола. Швамбрания, соответственно, тоже отреагировала беспорядками. После продолжительных и глубоких сомнений скончался Джек, Спутник Моряков. Последними его словами были: «Ферма ля машина! Стоп ди машина! Же вез а…» На могиле героя водрузили золотой якорь, вместо венков ее украсили спасательными кругами.

"Наука умеет много гитик" - утверждает Л. Кассиль. Такова книга "Кондуит и Швамбрания", автор которой умеет смешно и трагично говорить о простых вещах.

Заключение

В квартиру подселили красного комиссара Чубарькова. Он научил Оську игре в ляпки-тяпки. Игрой увлекся и папа. У игроков были красные от шлепков руки.

В гости приехали тетки-родственницы, которые начали воспитывать Оську и Лельку и водить их в театр.

В одной комнате поселился военный, Ла-Базри-Де-Базан, а другую комнату заняла комиссия по борьбе с дезертирами. Папу забрали на фронт. Маркиз Де-Базан, как его называли тетки, украл мыло, спрятанное мамой в пианино, но после того, как вызвали ЧК, мыло нашлось. А вместе с мылом пропавшие карты Швамбрании. Чекисты, увидев карты нового государства, смеялись до упаду.

Швамбранцы обнаружили в заброшенном доме алхимика Кирикова, варившего элексир жизни. Потом выяснилось, что это обычный самогон.

Папа вернулся с фронта. У него был тиф. Он выглядел худым и желтым и по его бороде ползали вши.

Страна Грез надоела нашим героям. Суровые будни оттеснили выдуманное государство, в котором никогда не применялся, как утверждает Кассиль, кондуит. И Швамбрания, отзывы читателей о которой звучат восторженно, навсегда запомнится тем, кто прочитал эту книгу.

Дом Угря, где Лелька и Оська играли, разобрали на дрова. Швамбрания перестала существовать.

Об этих событиях написал Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» - повесть о незабываемых временах - стала самой известной книгой из его произведений.