«Зимний вечер»: анализ стихотворения. Анализ стихотворения Пушкина «Зимний вечер На тему зимний вечер

  • Дата: 23.11.2023

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.

На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.

В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.

Примером является стихотворение «Зимний вечер». В стихотворении два героя — лирический герой и старушка — любимая няня поэта, Арина Родионовна, которой и посвящено стихотворение. В стихотворении четыре строфы, каждая из двух четверостиший.

В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.

Одиночество в Михайловском, так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Стихотворение Зимнее утро — светлое и радостное, от него веет бодростью и оптимизмом. Впечатление усиливается от того, что все оно построено на контрастах. Стремительное начало стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный», нежные поэтические образы красавицы — героини стихотворения, к которой автор обращается с призывом выйти на прогулку, уже создают радостное и светлое настроение. И вдруг, во второй строфе — описание пасмурного вчерашнего вечера, бури за окном, печального настроения героини. Пушкин здесь использует мрачные краски (мутное небо, мгла, бледным пятном сквозь мрачные тучи желтеет луна). И вновь, по контрасту, в третьей строфе — описание блистающего сегодняшнего утра. Яркие и сочные эпитеты (голубые небеса, великолепными коврами, речка блестит и т.д.) создают образ великолепного искрящегося зимнего пейзажа, передают бодрое, веселое настроение. Автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни. Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату в четвертой строфе стихотворения. Комната эта уже не уныла, как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». Уют и тепло манят остаться дома, но не нужно поддаваться лени, на волю, на свежий воздух! — призывает автор.

За морозными окнами выла метель. На сумеречном небе уже виднелись звезды, луны же не было видно, либо она так неудачно скрылась за тучами, либо и не показывалась вовсе. Вдали маячили грозные силуэты деревьев, и от сильного ветра они будто угрюмо бродили туда-сюда.

Дверь в дом громко, со скрипом распахнулась. Вошел дедушка. Весь в снегу, замерзший и с дровами в руках, он прошел в комнату и, улыбнувшись, сказал:

– Ну, и мороз! Давненько не было такой зимы. На моем веку не было, помню только отец рассказывал, но та была посильнее. – Дедушка начал закидывать дрова в печь, затем он отряхнул снег и вдохнул запах тепла.

– Эту историю отец рассказывал очень часто, и делал он это так, что мне кажется, я сам побывал там, – он сел в кресло и начал всматриваться в огонь. Языки пламени с треском обнимали полено за поленом. Этот треск создавал уют и чувство безопасности. Так всегда бывает, когда за окном плохая холодная погода, а ты тут, дома, среди близких, в тепле. Я замерла, ожидая продолжения рассказа.

Дедушка ещё с минуту помолчал, прокручивая в голове всё то, что собирался сейчас рассказать, и продолжил.

– Это была зима 1944 года, жутко холодная зима, похожая на ту, что сейчас, но снега тогда было больше, метели сильнее, и зубы начинали стучать, как только выйдешь на улицу. Мой отец служил тогда стрелком-радистом в 25-ом тяжелом полку 18-ой гвардейской дивизии. В армию он попал ещё в 1938 году по призыву.

В первую неделю войны, когда немцы ещё не заняли западные территории нашей Родины, бомбардировщик дальнего действия ТБ-3, на котором летал мой отец, уже бомбил немецкие позиции. Полк, в котором он служил, действовал по прямому указанию Сталина: он мог послать бомбардировщик в любую точку вражеской территории. За это полк прозвали "длинная рука Сталина".

Много опасных боевых вылетов сделал мой отец. Однажды он получил тяжелое ранение в живот и попал в лазарет в городе Орше, в Белоруссии. Там ему сделали операцию, и он остался жив.

Слышишь, как гудит ветер за окном? Ну что ж, вернемся к зиме 1944 года.

Аэродром, которому был приписан отец, тоже был в Орше. Однажды их самолет возвращался назад после бомбежки, экипаж состоял из трех человек: командира, штурмана и стрелка-радиста. До линии фронта они долететь не успели: над лесной местностью самолет был сбит из зенитки. Командир и штурман погибли, а отец выпрыгнул с парашютом. Он приземлился в белорусской деревне, оккупированной немцами. Отец сразу же попытался скрыться, но его окружили и поймали.

К немецкому штабу его повел один конвойный. Отец догадывался, что его ждет, и решил во что бы то ни стало совершить побег. Проходя мимо колодца, он попросил у немца попить, тот разрешил. Отец достал из колодца ведро с заледеневшей водой и начал пить. Немец в это время отвлекся, смотря куда-то в глубь леса, а отец ударил его ведром по голове. Конвойный упал. Отец тут же побежал, сердце выскакивало из груди. Ему казалось, что его догоняют немцы, что сейчас его схватят и вернут обратно. Он забежал в ближайший двор, в хлев, залез под стог соломы и просидел там весь день. Было очень холодно, отец продрог до костей. До самой темноты немцы искали его. Ночью он выбрался и ушел в лес. Шел по тропинкам, сугробам, не показываясь днем.

Около недели он шел в сторону нашего фронта, чтобы вернуться к своим. Казалось, силы вот-вот покинут его, но надежда вела его вперед. В деревнях отца подкармливали местные жители, они же давали ему одежду.

В один из дней он подошел к станции. На нем были ватник и шапка, за это время у него выросла борода. И хотя узнать его было трудно, надо было быть осторожным. На станции он услышал русскую речь. Там стоял наш воинский эшелон, который охраняли часовые. Отец очень обрадовался и с криком: "Наши! Наши! " – выбежал к эшелону.

Часовые его арестовали и отвели к начальнику поезда. Когда отец рассказал о своих злоключениях, начальник сказал, что они сделают запрос в ту часть, где служил отец. И, если всё то, что он рассказал, подтвердится, они его отпустят, а если же нет – расстреляют как диверсанта. А в это время в воинской части уже было составлено извещение родным, что отец пропал без вести. Однополчане же узнали о том, что их товарищ остался жив, и очень обрадовались. Вскоре мой отец вернулся в свою часть и продолжил воевать против фашистов до самого дня Победы.

Наступила тишина, и можно было различить треск поленьев в ночи.

– А прабабушка? Ты говорил, они познакомились на войне.

– Да, она была санитаркой в лазарете, в Орше. Они познакомились, когда твой прадед попал туда с ранением. После войны он вернулся к ней, и они поженились. Конечно, эту историю тоже стоит тебе рассказать, но не сегодня. Пора спать...

Он встал с кресла и отправился к себе в комнату, а я осталась сидеть и наблюдать за тлеющими угольками. Я представила, как была рада прабабушка, увидев своего будущего мужа на пороге лазарета. Уставшего от войны, но главное – живого, приехавшего именно за ней. Мне показалось, что я вижу, как она бежит к нему навстречу, как крепко он её обнимает и какое счастье озаряет сердца обоих.

Огонь в печи совсем потух, а метель за окном стихла и наступила тишина. Метель успокоилась, всё смолкло.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Зимний вечер

Сразу после новогодних праздников, в один из январских вечеров 1963 года мы со Светкой были приглашены на встречу с Константином Симоновым. Это событие должно было произойти в молодежном кафе на центральной улице Норильска. Над входом в кафе ярко вспыхивал, сверкал, переливался и исчезал свет сотен электрических лампочек, озарявших торжественное обещание родной партии уже моему поколению счастливую жизнь при коммунизме. Я был уверен, что люди, обитавшие в квартирах, окнами выходившими на это море огня, до такого радостного события не доживут. Посудите сами: многомесячная зима, круглосуточная полярная ночь и непрекращающийся ослепительный карнавал электрического света на твоих нескольких квадратных метрах!
Администрация кафе подготовилась к встрече. Стены были убраны хвойным лапником, распространявшим легкий новогодний запах, столики были расставлены в художественном беспорядке, приглушенный свет и свечи дополняли обстановку неофициального общения.
Почему решили проводить встречу в кафе, до сих пор не понятно. Если преследовалась цель превратить ее в чисто творческий вечер писателя, то лучше всего было собраться в одном из клубов города. Если же хотели превратить ее в товарищеский ужин с известным человеком во главе стола, то в таком случае не очень был понятен набор продуктов, которыми собирались потчевать дорогих гостей. "Советское шампанское", шоколад и мандарины. Вероятно, администрация посчитала такой продовольственный набор наиболее пристойным для встречи местной интеллигенции с высоким московским гостем. В связи с этим из ассортимента кафе были исключены все другие виды напитков и еды, которые, не то, чтоб густо, но все-таки были в скудном меню общепита до сегодняшнего вечера. Исключение было сделано только растворимому кофе. Мол, не лыком шиты, знаем, что почем.
Люди, постепенно заполнявшие кафе, были более простого нрава. Придя в кафе после трудового дня в цехах металлургических заводов, карьерах или рудниках и обнаружив на своих столах только то, что за них выбрало начальство, странно улыбались и оглядывались по сторонам, в поисках свидетельств того, что обидели только их, а у остальных все в порядке. Не находя и у соседей привычного глазу и желудку ассортимента напитков и закусок, успокаивались, в головах проигрывая возможные варианты решения этой проблемы. Все оказалось намного проще, чем казалось вначале. Если недостаточную крепость алкогольного напитка отрегулировать достаточным количеством, то все станет на свои места. Пробки летели в потолок весь вечер.
Сначала Константин Симонов был в центре внимания, рассказывал о своей жизни, отвечал на вопросы, читал стихи. Но по мере того, как вечер набирал обороты, интерес к нему угасал, люди объединялись в компании, и через какое-то время о присутствии известного советского литератора благополучно забыли. Он покинул кафе незаметно.
Сейчас мне трудно сказать, сколько мы со Светкой выпили "Советского шампанского", слишком много времени прошло с тех пор. Две бутылки - это точно, но, скорее всего, три, а может быть, четыре или пять. Когда настало время идти домой, голова соображала хорошо, но вот ноги были тяжелые. До дома было недалеко, метров пятьсот, и после душного, прокуренного кафе пройтись по морозному свежему воздуху было очень приятно.
Светка громко смеялась, двумя руками держалась за меня, было видно, что ножки у нее слегка заплетаются. Но самые интересные явления начались, когда мы вошли в подъезд своего дома. Не переставая петь, она стала снимать с себя и отработанным жестом опытной стриптизерши бросать за спину свои вещи.
Не знаю, чем было вызвано такое стремление. Температурный дискомфорт, вызванный тепловым перегревом, вряд ли уместен в декабре месяце за Полярным кругом при сорокаградусном морозе. Чрезвычайной игривостью характера, слегка подогретой благородным напитком? Светка не обладала даже рудиментами этих «глупостей». А может это истинное лицо моей жены, прикрытое маской постоянной серьезности и безжалостно обнаженное алкоголем?
Но что-то подсказывало мне, что у этого явления есть более глубокие корни. Наверное, это естественная женская реакция, базирующаяся на многовековом опыте поведения в непонятной ситуации: "Что же это со мной происходит? С каждой минутой мне все труднее и труднее передвигаться и соображать. Как будут разворачиваться события дальше, я даже представить себе не могу, но раздеться, на всякий случай, стоит".
Это было неумолимое стремление обнажиться, скорее всего, присущее любой женской особи, несзависимо от того, чопорная ли это классная дама, грозно и надменно взирающая на суету вокруг нее, или очаровательная хохотушка, легко выпригивающая из трусиков при удобных случаях. Разделяет их очень тонкая стеночка особых, присущих только каждой их них обстоятельств. Судьба была добра ко мне, приоткрыв секрет обстоятельств моей жены. «Господи, не забыть бы! Шампанское, нет, много шампанского, шоколад, мандарины и растворимый кофе! Повторить!»
Наполненный этим самым шампанским по уши, я медленно брел позади, собирая отдельные предметы верхней и нижней женской одежды. Хорошо, что не жили мы на последнем этаже высотного дома. Не ровен час, простыла бы, девочка. Не Сочи, знаете ли.

Читать стихотворение Пушкина «Зимний вечер» нужно так, чтобы проникнуться всеми эмоциями, которые хотел передать автор. При этом важно помнить, что зима - второе любимое поэтом время года. Период создания стихотворения связан с не самым простым этапом в жизни Пушкина. 1825 год, в котором было написано произведение, он вынужденно проводит в родительском имении, куда поэту было предписано вернуться после ссылки.

Александр Сергеевич остро переживает тягостное одиночество, непонимание со стороны семьи, конфликтные отношения с отцом, осуществлявшим строжайший контроль над действиями поэта. Единственный радостный для Пушкина момент - присутствие рядом любящей, заботливой, мудрой и понимающей няни. Именно вся эта ситуация и нашла отображение в «Зимнем вечере». Настроение произведения двоякое. Автор старается радоваться тому, что хоть один близкий человек поддерживает его. Но усмирить тягостные душевные порывы крайне сложно. Не властен поэт и над внешними обстоятельствами. Они бушуют, как настоящая зимняя буря. Такую непогоду автор и описывает, противопоставляя ей домашний уют.

Учить текст стиха «Зимний вечер» Пушкина довольно удобно непосредственно с нашего сайта или можно его предварительно скачать.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,

Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина

Зимний вечер А.С Пушкина написано в 1825 году. В качестве вдохновения для поэта послужило небольшое село – Михайловское, куда послали поэта спустя какое-то время после южной ссылки. Резкая смена окружения — с яркого, солнечного юга, где Пушкина окружали живописные горные пейзажи, моря и праздничная атмосфера в кругу друзей на далекое поселение в зимнюю пору, навеяло гнетущее состояние на поэта, которому и без того было тоскливо. Именно в этот период жизни Пушкин находился под надзором родного отца. Вся переписка и дальнейшие действия молодого таланта, были под строгим контролем.

Пушкин всегда ассоциировал семейный очаг с надежной опорой и защитой в любой жизненной ситуации. Но в таких условиях его практически вытеснили из родного круга, и поэт проникался местной природой, проводя много времени за пределами дома.

В стихотворении «Зимний вечер» отчетливо наблюдается угнетенное и в каком-то роде, отшельническое настроение автора. Главные герои – лирический протагонист и старушка, символизирующая любимую няню поэта, которой и посвящен стих.

В первой из четырех строф ярко передаются впечатления от снежной бури. Завихрение ветров, сопровождающееся одиноким воем и плачем передают настроение тоски и состояние безысходности, по отношению к враждебному миру.

Вторая строфа раскрывает противопоставление дома и внешнего мира, в котором жилье представлено как ветхое, печальное и полное тьмы, не способное защитить от жизненных невзгод. Старушка, которая неподвижно проводит свое время, глядя в окно, так же навевает грусть и безысходность.

Неожиданно в третьей строфе возникает стремление преодолеть тоскливое состояние и отречься от безысходности. Уставшая душа должна вновь найти силы чтобы пробудиться и вновь появляется надежда на лучший жизненный путь.

Завершается стихотворение картиной противостоянием внутренней силой героя и враждебности внешнего мира. Теперь становится ясно, что защитить от жизненных невзгод могут только личные силы героя, настрой на позитивное, а не стены родного дома. К такому выводу приходит Пушкин в своем стихотворении.

Печальный опыт одиночества в Михайловском, позже будет греть душу поэта и навсегда останется приятным воспоминанием. В тишине и покоя у Пушкина появилось новое вдохновение и много ярких образов, красок и эпитетов которыми он в будущем восхвалял природу.